Мать (Аю Лакшми) Рини (Тара Басро) и Тони (Энди Арфиан) еще недавно была популярной певицей, чьи синглы не переставая крутили по каждой радиостанции. Но болезнь приковала женщину к постели, а сбережения очень быстро истаяли. Отец (Бронт Паларэ) кое-как сводит концы с концами, выкраивая последние деньги на лекарства, пока Рини и Тони заботятся о несовершеннолетних братьях. После длительного сражения с неизлечимым недугом мать погибает, но семья продолжает ощущать в доме ее присутствие: после себя бывшая певица оставила страшную тайну. И если ее не разгадать, то последствия будут самыми жуткими.
Оригинальный «Раб Сатаны» Сисворо Гаутамы Путры напугал сначала земляков — да так, что стал прокатным хитом, — а затем принялся за японцев. Избранные видеокассеты из Страны восходящего солнца добрались до США с английскими субтитрами — этого обстоятельства, приправленного досужими слухами о неуловимом экзотическом хорроре, оказалось достаточно, чтобы фильм стал культовым среди американских поклонников макабрического обскура. Когда человеческие технологии достаточно развились для перехода от VHS к DVD, «Раба Сатаны» старались всучить покупателем наклейкой с надписью «индонезийский "Фантазм"».
Судя по отдельным сценам, Путра действительно был знаком не только с легендарным фильмом Дона Коскарелли, но и с «Салемскими вампирами» Тоуба Хупера. Весь фильм построен на характерных жанровых игрушках западных хоррор-постановщиков, будь то тяжелые синты или бесперебойно работающие дым-машины. От «Фантазма» же индонезийской картине достался мотив восприятия и примирения подростка с таким комплексным понятием, как смерть.
Впрочем, национальный культурный код оказался все же сильнее западного влияния: «Раб Сатаны» — в первую очередь история о недостаточно набожной семье, в которую вместе с праздностью, гедонизмом и другими пороками проникает чистое зло. Ведь по-настоящему уязвим для всего нечистого тот, кто не открыл свое сердце богу. Во всяком случае, если верить Путре.
В славные времена, когда «Раба Сатаны» еще можно было отыскать в иных кинотеатрах Джакарты, его посмотрел, пожалуй, самый преданный зритель — Джоко Анвар. Восьмидесятнический культ настолько напугал мальчика, что тот навсегда определился с будущей профессией режиссера-постановщика. Спустя пару десятков лет уже взрослому Анвару удалось убедить продюсеров, что классическому национальному хоррору обязательно нужен ремейк.
Очевидно, что оба фильма многое связывает, и связь эта — мистического толка. «Раб Сатаны» — характерный памятник времени, интересный, в первую очередь, хоррор-исследователям, кинематографическим археологам и ценителям жанровых редкостей. Под взором менее щепетильных и деликатных глаз стороннего зрителя классика оборачивается слабой режиссурой, бесстыдным затягиванием хронометража, презабавным актерским перформансом, бюджетными (дипломатично выражаясь) спецэффектами и аналогичным по качеству саундтреком.
Похожая ситуация вышла и с ремейком Анвара. Сохранив временной сеттинг, постановщик перенес место действия подальше от богатых домов в сельскую местность, добавил в повествование логику, а заодно и детективную интригу. «Слуги Сатаны» смотрятся модерново и говорят на понятном (и пугающем) современного зрителя языке. Там, где в оригинале все зло останавливалось перед искренней молитвой имама, Анвар идет дальше, демонстрируя, что от зловещих людских намерений не спасает даже вера. И тем не менее сшита картина на классических пяльцах интернационального хоррора: в калейдоскопе заимствований мелькают «Звонок», Джордж А. Ромеро и весь свет гоуст-стори, от Спилберга до Вана. Разумеется, с расставленными вразнобой буйками джампскейров, которые даже в самых темных кадрах видно издалека.
Несмотря на более привычный формат, «Слуги Сатаны» раскрываются лишь в связке с культовым пращуром. В качестве самостоятельного произведения фильм Анвара предстает лишь бледным призраком более креативных творений американских, японских и испанских коллег. И даже финальные кадры раскроются во всей красе лишь для тех, кто, как и режиссер, видел «Раба Сатаны». Невозможно не порадоваться, что уже почти винтажный (семь лет прошло, как-никак) индонезийский фильм усилиями дистрибьютора вдруг посетит кинотеатры бесконечно далекой от Индонезии страны. Но именно в этой ситуации хочется побрюзжать об отсутствии двойного сеанса.