Со времен бойни в округе Майлз прошло пять лет, и Сиенна Шоу (Лорен ЛаВера) переезжает из реабилитационного центра к родственникам, пытаясь наладить свою жизнь. Тем временем возродившийся в новом теле клоун Арт (Дэвид Ховард Торнтон) просыпается от долгой спячки, берет в руки топор и отправляется на поиски Сиенны, оставляя за собой густой кровавый след.
Вторая часть «Ужасающего», снятая за скромные $250 тысяч, собрала в прокате ошеломляющие $15 миллионов, так что Дэмиен Леоне тотчас взялся за работу над третьим фильмом. «Ужасающий 3» выполнен по классическим лекалам сиквела: все хорошее, что было в прошлых частях, здесь сохранено, улучшено и помножено натрое. На этот раз фильм стилизован под рождественские хорроры, однако по содержанию это все тот же безжалостный слэшер с неотразимым клоуном-убийцей и огромным количеством креативных смертей.
Сценарий теперь лучше сбалансирован, так что при хронометраже в два часа особых провисаний здесь нет. Сюжет раскрывается через параллельные ветки Арта и Сиенны, чтобы в финале столкнуть маньяка и его немезиду в решающей схватке, а до этого Леоне аккуратно раскрывает детали мифологии франшизы. Правда, основные персонажи здесь все так же схематичны, как и раньше (как-то ярко выделена разве что Сиенна), но серьезным недостатком считать такой подход нельзя: в конце концов, это франшиза, где на переднем плане всегда был убийца, а не его жертвы.
И по части хоррор-художеств Арта в «Ужасающем 3» дела обстоят великолепно. Убийства стали еще более частыми, смачными и креативными, а безмолвные репризы Арта теперь дополняет болтовня его гниющей подружки Вики (Саманта Скаффиди). Парочка теперь плотно работает вместе, и одна из лучших сцен в финале связана именно с ними. Но и в одиночку Арт не теряет времени даром. Адский клоун в костюме Санта-Клауса увлеченно потрошит влюбленную пару в душе (остроумный оммаж «Психо» и «Техасской резне бензопилой» одновременно), массово отправляет на тот свет детвору в торговом центре, а еще морозит тела жидким азотом и разбивает хрупкую плоть молотком. При этом почти каждое убийство показано в мельчайших (и кровавейших) подробностях: вовсю хлещет кровь, громко хрустят кости, во все стороны летят ошметки плоти, а крики жертв еще долго звучат в ушах.
Запредельная жестокость отлично контрастирует с черным юмором, за который по-прежнему отвечает в основном Арт. Но и кроме его обаятельных ужимок, в фильме немало милых фанатских отсылок. В репортаже с места преступления показывают напуганного Тома Савини (гуру спецэффектов и кумир Леоне, вдохновивший его на работу в кино), по ТВ мелькают кадры «Плана 9 из открытого космоса», а женщина в автобусе рядом с Артом читает книгу Розмари Кастивет. Но эти мимолетные приветы фанатам никогда не отвлекают внимание от главного — череды роскошно поставленных убийств, выполненных со зловещей веселостью.
Пожалуй, единственная шероховатость в фильме — заключительная сцена, в которой Леоне авторским произволом возвращает Арта в строй, несмотря на (вроде бы) решающий характер схватки перед этим. Впрочем, придираться к такому повороту не хочется. Во-первых, похожим ходом завершалась и вторая часть. Во-вторых, что гораздо важнее, Леоне уже работает над четвертой частью, которая должна стать завершающим фильмом франшизы, так что триквел сознательно оформлен как не вполне завершенная часть цикла.
Ну и, конечно, учитывая визуальную специфику жанра, третьего «Ужасающего» вряд ли поймут и примут широкие зрительские массы: все-таки для многих людей более скромные по части насилия слэшеры куда понятнее и привычнее. Но если вам нравится натуралистичное насилие и юморные маньяки, «Ужасающий 3» — ваш идеальный выбор на Хэллоуин.