Джерусалемс-Лот, штат Мэн, сентябрь 1975 года. Писатель Бен Мирс (Льюис Пуллман) возвращается в город детства, чтобы поработать над новой книгой. Его внимание привлекает дом Марстенов — заброшенный особняк на окраине Салемс-Лота, окутанный дурной славой. Вскоре в городе начинается череда загадочных смертей, а знакомый учитель Мэтт Берк (Билл Кэмп) убеждает Бена, что в гибели людей замешаны вампиры. Поначалу писатель отметает эти догадки, но меняет свое мнение, воочию увидев восставших мертвецов. Вместе с командой местных жителей Бен отправляется в дом Марстенов, где расположено логово вампиров — но времени у охотников в обрез, ведь ряды обращенных растут с каждой ночью.
«Жребий Салема» — ранняя работа Стивена Кинга и первая книга, где он тщательно переплетает прозаические реалии жизни в провинции с мистическим хоррором. В то время как основной сюжет концентрируется на борьбе Бена и его друзей с вампирами, многочисленные побочные линии описывают не только постепенное вымирание города, но и рассказывают о прошлом дома Марстенов, ставшего источником вампирской заразы. Книга вышла в 1975-м, а уже в 1979-м Тоуб Хупер снял по ней мини-сериал для канала CBS, заработавший лестные оценки критиков и ставший культовым. В середине нулевых роман вновь адаптировали в мини-сериал, на этот раз для канала TNT, однако версия Микаэля Саломона не получила масштабного признания и, несмотря на теплые отзывы критиков и кое-какие престижные номинации, культом не стала.
Так что нынешняя экранизация — первая в формате кинофильма, а не сериала. Режиссерское кресло на этот раз занял Гари Доберман, ключевой автор франшизы «Проклятие Аннабель», уже имеющий опыт работы с наследием Кинга (он адаптировал его масштабный роман «Оно» для экранизации 2010-х). К сожалению, если в дилогии Энди Мускетти актерская игра, спецэффекты и крепкая режиссура компенсировали сценарные шероховатости, то в «Жребии», работая один, Доберман продемонстрировал удручающе блеклый результат. Хотя сценарий здесь удачно сфокусирован на центральной сюжетной линии книги, бешеная динамика напрочь убивает саспенс, а многие экшен-сцены подпорчены монтажом.
Сюжет продвигается стремительно, не тратя времени на сколь-нибудь внятную экспозицию, и Доберман быстро сосредотачивается на сражениях героев с вампирами, оставляя практически все остальные подробности далеко в стороне. Учитывая сжатый хронометраж в два часа (а оба мини-сериала длились три), это разумное решение: роман, несмотря на обилие сторонних подробностей, легко превратить в экшен-хоррор о команде охотников за вампирами, выслеживающей монстров в умирающем городке. И по части темпа в фильме все отлично: герои постоянно под угрозой, ведь вампиров вокруг все больше, световой день все короче, а силы явно неравны.
Но если высокий темп помогает удерживать внимание, то по части напряжения в фильме все гораздо хуже. Скримеры (пусть редкие) удаются Доберману лучше, чем саспенс — и это самая большая проблема. В фильме куча сцен с атаками вампиров, но почти ни одна из них не работает из-за того, что режиссер толком не способен поддерживать медленно нарастающую тревогу в кадре. Вампиры выглядят скорее неумелой калькой с обезумевших зараженных из «28 дней спустя», чем проворными и вездесущими владыками ночи. Они мелькают тут и там, то внезапно появляясь на крышах, то стучась когтями в окна, но Доберман не смакует эти потенциально мощные эпизоды, тотчас переходя к экшену, из-за чего в фильме так и не формируется атмосфера подступающего к героям ужаса.
А без нее «Жребий» остается динамичным, но поверхностным боевиком, которому даже в лучшие моменты отчаянно не хватает стиля. Печально и то, что многие задействованные актеры (хоррор-ветеран Уильям Сэдлер или Дерек Мирс, например) остаются далеко на третьем плане, не внося в сюжет никаких любопытных деталей. Льюис Пуллман в роли Бена и Макензи Ли в образе его девушки Сьюзен смотрятся неплохо, равно как и Билл Кэмп хорошо отыгрывает Мэтта Берка. Но двое других участников охотничьей команды, отец Каллагэн (в исполнении Джона Бенджамина Хики) и доктор Коди (которого Доберман сделал женщиной, а играет ее Элфри Вудард), прописаны предельно схематично. Что касается мальчика Марка Петри, то Джордан Престон Картер успешно попадает в образ, но не более того.
Наконец, стоит отметить и то, что Доберман не просто сократил сюжет при работе над сценарием, но и полностью переработал финал. Увы, замена локации для решающей битвы выглядит необычной, но довольно нелепой попыткой внести свежий взгляд в историю борьбы с вампирами. Заключительная битва получилась масштабной, но скомканной, а ход с тайным убежищем главного вампира Барлоу выглядит откровенно ленивой натяжкой. Причем сам древний злодей получился отличным монстром, которого Доберман так и не использовал должным образом. Столь же неровным получился и весь фильм: красивые кадры здесь соседствуют с излишне нервным монтажом, а эффектность многих сцен подорвана неудачными ракурсами съемки. Среди редких толково скомпонованных сцен можно выделить разве что схватку Каллагэна с Барлоу в доме семьи Петри да встречу героев с ожившим мертвецом в морге.
Хочется верить, что второй режиссерский опыт станет отрезвляющим для Добермана. В качестве сценариста этот подопечный Джеймса Вана работает явно лучше, чем в качестве самостоятельного хоррормейкера. А на сегодняшний день приходится констатировать, что непритязательный триквел «Проклятия Аннабель» был куда лучшей постановкой, чем бодрый, но лишенный саспенса «Жребий», в котором количество происходящих на экране событий безоговорочно преобладает над качеством их изображения.