Анора «Эни» Михеева (Майки Мэдисон) — стриптизерша в бруклинском ночном клубе, куда заглядывает Иван Захаров (Марк Эйдельштейн), сын российского олигарха. Поближе познакомившись с обаятельной Эни, Иван предлагает ей провести с ним неделю, щедро оплатив все возможные расходы. Посреди веселой поездки в Лас-Вегас Иван внезапно предлагает Эни пожениться. Та ошарашена, но, поняв, что Иван настроен серьезно, соглашается. Их суматошная семейная жизнь сначала кажется безоблачной, однако когда приближенные семьи Захарова узнают о женитьбе, то получают от родителей Ивана строгий приказ аннулировать брак. Легкого решения у этой проблемы не будет, потому что Эни намерена отстоять свое семейное счастье вопреки всему.
«Анора» стала первой «Золотой пальмовой ветвью» для американского кино с 2011-го (тогда главный приз Канн выдали Терренсу Малику за «Древо жизни») и вызвала всеобщий восторг в прессе. Высокие оценки вполне оправданны. Шон Бэйкер, который в прошлых фильмах «Красная ракета» и «Мандарин» исследовал жизнь работников секс-индустрии, вернулся к привычной теме, однако на этот раз в контексте любовной истории, построенной на классовых контрастах. Умело переплетая ярких персонажей, сочный визуальный ряд и на удивление многослойный сюжет, Бэйкер поддерживает хороший темп, и фильм длиной больше двух часов смотрится почти без провисаний.
Сценарий (на этот раз его писал сам Бэйкер, работая без постоянного соавтора Криса Бергоча) медленно набирает обороты, сначала раскрывая подробности отношений двух влюбленных, а затем фокусируясь на событиях одной безумной ночи, когда Эни в неприятной компании колесит по городу, разыскивая сбежавшего Ваню. Бэйкер хорошо выдерживает ритм, плавно переходя от лиричного и страстного романа к масштабной и нервной ссоре длиною в ночь. Поток событий уплотняется постепенно, отчего «Анора» не захватывает, а скорее затягивает внимание.
Бэйкер грамотно создает атмосферу беспробудного веселья, которое затем резко обрывается, превращаясь в один изматывающий скандал. Оператор Дрю Дэниелс (работал на культовом сериале «Эйфория») элегантно играет с углами обзора и ручной съемкой, акцентируя сдвиги в настроении героев. Сцены в стриптиз-клубе выглядят как томный эротический клип: громко звучит расслабленный хаус, пока девушки ритмично двигают стройными телами в фиолетовом полумраке. А тусовки в доме Ивана, равно как и схватка Эни с подручными семьи Захаровых, часто сняты с легким эффектом «рыбьего глаза», когда изображение по краям кадра чуть искажено, из-за чего создается ощущение ирреальности происходящего.
Но основная ставка в фильме сделана все же не на то, что происходит, а с кем. Бэйкер населил фильм яркими персонажами, многие из которых идеально попадают в узнаваемые россиянам типажи. Майки Мэдисон, безусловно, главная звезда фильма, и ее прекрасная работа придает драматической остроты, в общем-то, вполне банальной истории. Марк Эйдельштейн не менее хорошо смотрится в роли наивного и забавного, но безответственного мальчишки, а Юра Борисов в роли флегматичного Игоря и Ваче Товмасян образуют своеобразный комический дуэт, добавляющий оттенок комического абсурда даже в самые мрачные моменты. Бэйкер филигранно работает с эмоциональной палитрой фильма, моментально переходя от сентиментальной романтики к яростным перепалкам в слезах и затем — к комедии положений. Отдельно хочется отметить непосредственность главной актрисы: Мэдисон естественна и в многочисленных секс-сценах («Анора» — очень чувственный фильм, хотя эротика в нем не главное), и в куда более серьезных эпизодах, когда она отчаянно борется за свою безнадежную любовь.
Наконец, «Анора» интересна не только трагикомичной романтикой, но и психологическим драматизмом. Начинаясь как история любви двух людей из полярно разных социальных миров, фильм в итоге становится рассказом о противостоянии двух сильных женщин, где мужчины играют в основном фоновые роли. В отличие от легендарной «Красотки» (где похожая история заканчивается типично голливудским хэппи-эндом), «Анора» завершается более реалистично, однако ее финал — и в этом режиссерское мастерство Бэйкера — выглядит не только важной попыткой дестигматизировать секс-работниц, но и демонстрацией того, на что способна женщина, движимая подлинной любовью. Это веселое, тонкое и слегка печальное кино о жизнеутверждающем крушении романтической фантазии.