Жители маленького британского городка ежедневно собираются в «Старом дубе» выпить по пинте пива, пожаловаться на жизнь и обсудить слухи. Свежей темой стал приезд большого количества мигрантов из Сирии. С тех пор как шахты рядом с городом были закрыты, все больше англичан уезжает, а недвижимость дешевеет на глазах — сюда-то и заезжают новые семьи приезжих, ищущих лучшей доли. Оставшиеся местные с недоверием смотрят на беженцев, сторонятся их, а порой переходят на оскорбления. Когда владелец «Старого дуба» Ти Джей Баллантайн (Дейв Тернер) решает в своем пабе помогать нуждающимся, он навлекает на себя гнев англичан-постояльцев. Он оказывается перед непростой дилеммой, ведь на кону судьба его маленького бизнеса.
88-летний классик британского кино Кен Лоуч неутомимо продолжает снимать остросоциальное кино о проблемах своей страны. Старый левак, он верит в силу высказывания, и его позднее творчество стремится к лаконичности, прямому обличению несправедливости современного общества. Его новая картина «Паб "Старый дуб"», написанная с постоянным соавтором Полом Лаверти, заметно уступает двум предыдущим — «Извините, мы вас не застали» и, в особенности, «Я, Дэниел Блэйк», за которую Лоуч получил «Золотую пальмовую ветвь» в 2016 году. Но неудивительно, что фильм заслужил «Особое упоминание» христианского жюри на Каннском кинофестивале в прошлом году, потому что в нем ощущается неожиданная для режиссера сентиментальность и надежда на светлое будущее, которые трогают, несмотря на непритязательность формы и содержания.
Сюжет «Паба "Старый дуб"» разворачивается вокруг конфликта местных англичан и новоприбывших мигрантов. Суровые мужчины, отдыхающие в единственном пабе на весь город, жалуются друг другу на то, что сирийцам дешево достаются жилье и гуманитарная помощь, в то время как их семьи тоже бедствуют, но о них позаботиться некому. Немногих местных, решивших помогать беженцам, попрекают — сперва нужно спасать «своих», а не «чужих». Однако «свои» оказываются порой настоящими мерзавцами: они задирают несчастных сирийцев, а добродушного владельца паба Ти Джея травят и не дают ему спокойно жить и работать, за то, что тот выбрал не ту сторону.
В то же время семья мигрантов постепенно интегрируется в жизнь городка. Молодая девушка Яра (Эбла Мари), фотограф-любитель, хорошо знающая английский, находит общий язык с местными, идет им навстречу, несмотря на хамство и зло, которыми нередко ее встречают. Лоуч показывает, что зачастую взгляд иностранца со стороны может вдохнуть новую жизнь в закостенелую жизнь английской провинции. Активная Яра буквально становится спасением для разочарованного и одинокого Ти Джея. Вместе они находят утешение в действии — во благо городка и его порой очень неблагодарных жителей.
Конечно, метафора фильма проста: паб «Старый дуб» — это маленькая Великобритания, раздираемая непримиримыми противоречиями. Лоуч с сочувствием и пониманием изображает простых англичан, чей привычный уклад рушится с появлением мигрантов, не делая из соотечественников карикатурных фашистов. Режиссер предлагает взглянуть на ситуацию со стороны тех, кто испытал чудовищные вещи на пути сюда и продолжает терять близких, оставшихся в Сирии. И главная мысль фильма — нет никаких «своих» или «чужих», все в одной лодке, а разделение по каким-либо признакам ведет лишь к озлоблению и жестокости.
Несмотря на вроде бы непреодолимые противоречия, фильм все же наполнен оптимизмом и духом солидарности. В конце концов, те, кто особо рьяно кричал «я не расист, но…», будут стыдиться своих слов и поступков. А победит товарищество, сочувствие и соучастие. Да, «Паб "Старый дуб"» прямолинеен и местами страшно наивен, а непрофессиональные актеры не всегда убедительны. Но фильму не отказать в искренности. На добродушные слезы старика Лоуча, который хочет, чтобы люди наконец зажили нормально, трудно не отозваться.