После «Побега из Нью-Йорка»: 5 постапокалиптических боевиков 1980-х, снятых по следам хита Джона Карпентера

После «Побега из Нью-Йорка»: 5 постапокалиптических боевиков 1980-х, снятых по следам хита Джона Карпентера
В прокат вышла 4к-реставрация «Побега из Нью-Йорка» — культового фантастического боевика 1980-х с Куртом Расселом в главной роли. В связи с этим вспоминаем лучших подражателей карпентеровской классике.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Год 1990-й. Полиция официально оставляет Бронкс, который теперь принадлежит всевозможным уличным бандам. Именно здесь наследница гигантской корпорации «Манхэттен», бежавшая из-под опеки бюрократов, находит свое пристанище. Ее отец отправляет в Бронкс охотника за головами Хаммера, чтобы тот вернул беглянку домой. Наемник провоцирует войну между двумя бандами, рассчитывая в суматохе выкрасть девушку из-под стражи.

После феноменального успеха «Побега из Нью-Йорка» (и выхода второго «Безумного Макса» в том же году) зрителей накрыл девятый вал постапокалиптических боевиков. Десятки режиссеров начали нещадно эксплуатировать творческие находки коллег по цеху, и одним из них был Энцо Кастеллари, ветеран итальянского жанрового кино, снявший немало вестернов и полицейских триллеров. В короткие сроки он снял свою версию «Побега из Нью-Йорка», скрестив ее с «Воинами» и выбрав в качестве главной локации не Манхэттен, а Бронкс. Что интересно, часть съемок Кастеллари действительно провел в Бронксе, в отличие от Джона Карпентера, снимавшего разрушенные нью-йоркские улицы в Сент-Луисе.

Несмотря на вторичность сюжета, фильм у Кастеллари получился на редкость самобытный — особенно для евротрэша. Здесь есть байкеры, подземные дикари, роллеры и даже глэм-рокеры, главаря которых играет легендарный Фред Уильямсон. Вся эта пестрая компания воюет, заключает тайные договоры, выслеживает шпионов, словом — делает то, что можно развить из карпентеровской идеи города-тюрьмы.

Успех фильма привел к появлению наскоро состряпанного сиквела под названием «Побег из Бронкса» — на этот раз получилось хоть и бодро, но не настолько весело.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Идет 2019 год, двадцать лет назад отгремела глобальная война между Панамериканской Конфедерацией и Евразийским Блоком. Из-за применения бактериологического оружия все женщины потеряли способность к деторождению, и теперь войска евразийцев рыщут по всей планете в поисках генетического материала, с помощью которого можно было бы восстановить женскую фертильность. Тем временем гладиатор-наемник Парсифаль получает от командования Конфедерации важное задание: найти в Нью-Йорке единственную на Земле здоровую женщину.

Этот фильм — еще одна европейская вариация «Побега из Нью-Йорка», снятая итальянцем. На этот раз режиссером выступил Серджо Мартино, плодовитый автор малобюджеток, намешавший в своем фильме гигантское количество штампов и образов — от жестокой евразийки, одетой в БДСМ-костюм, до расы карликов, живущих под развалинами здания ООН. Добавьте к этому немногословного героя (Майкл Сопкив, звезда евротрэша начала 1980-х), его помощника — человека-обезьяну (Джордж Истман, другой важный актер европейского эксплотейшна), а также постоянные драки с перестрелками и… гладиаторские бои на автомобилях! Да, фильм вторичен во всем, но поразительным образом вторичность здесь превращается если не в достоинство, то, по крайней мере, в художественный прием, позволяющий режиссеру собрать из жанрового вторсырья удивительную инсталляцию на тему постапокалипсиса.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В Риме 2070-х годов власть сосредоточена в руках корпоративных конгломератов, взявших на себя государственные функции. Для них главное это высокие прибыли, а сфера развлечений — выгодное капиталовложение. Самое популярное шоу в Риме — гладиаторские бои, в которых воины нового поколения сражаются на мотоциклах вместо архаичных колесниц. Конечно, все происходит легально: хоть бои и смертельные, участвуют в них приговоренные к смерти заключенные. Кортес, руководитель влиятельной телекомпании, обманом заставляет Дрейка — участника конкурирующего шоу Kill-Bike — принять участие в боях, чтобы поднять падающие рейтинги. Однако у Дрейка и его товарищей по команде есть свои планы.

Фильм поставил небезызвестный Лючио Фульчи. Декорации здесь нередко выглядят как картонные домики, стилизованные под небоскребы, а основная масса актеров не сильно старается, но это все мелочи. Потому что основной актерский состав здесь работает весьма неплохо: помимо Джареда Мартина (Дрейк) выделяются все тот же Фред Уильямсон и Хэл Яманоути. Но главное здесь — экшн: в наличии поединки на мотоциклах, просто драки, драки с оружием — в общем, джентльменский набор. Кроме того, Фульчи, никогда не скупившийся на кровь, остается верен себе и здесь: бои до смерти показаны со всеми вытекающими визуальными последствиями. А вот что непривычно, так это добротный сценарий, в котором проработаны и интрига, и личные отношения в команде, и главный злодей со своим коварным планом.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

На рубеже 1980-х и 1990-х мировая экономика пережила крах, мегаполисы захлестнула волна преступности. Чтобы справиться с нарастающим беспределом, правительство Австралии создает сеть резерваций для безработной молодежи, надеясь удержать ее от криминальной активности. В одной из таких резерваций оказываются главные герои — Крабс и его подружка, глэм-рокерша Кармен: они просто застряли в драйв-ине, который власти превратили в тюрьму. Незадачливые любовники заперты в компании панков, рокеров и готов, и вроде бы все не так плохо: администрация лагеря кормит молодежь фаст-фудом, не препятствует секс-марафонам и заодно крутит на большом экране разного рода эксплотейшн. Кармен такая жизнь более-менее устраивает, но Крабс решает любой ценой вырваться на свободу.

Квентин Тарантино считает этот фильм лучшей работой Брайана Тренчарда-Смита, легендарного режиссера австралийского эксплотейшна. И легко понять, почему: «Кинотюрьма будущего» — не столько забавный малобюджетный экшн, сколько квинтэссенция восьмидесятых. Тернчард-Смит умудрился с крошечным бюджетом снять невероятно стильное кино, в котором воедино сливаются разноцветный неон, роскошные костюмы неформалов, хлесткие диалоги с обилием черного юмора, экшн и даже критика общества потребления и расистских предрассудков. Кроме того, здесь отличный синт-саундтрек: Machinations, Hunters and Collectors, Лиза Эдвардс.

Особая роль отведена автомобильным трюкам, постановкой которых занимался Гай Норрис, работавший над вторым «Безумным Максом». Норрис и здесь выполнил впечатляющую работу: финальный прыжок Крабса на грузовике установил мировой рекорд по высоте, а заодно стал самым дорогим на тот момент трюком в австралийском кинематографе.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Мрачное будущее, на обломках цивилизации пышным цветом расцвели криминальная анархия, геноцид и голод. Но самой большой проблемой стала эпидемия неизвестной смертельной болезни. В развалинах Нью-Йорка женщина-киборг находит информацию, которая может помочь в создании вакцины против новой чумы – сведения необходимо доставить в Атланту, где группа ученых пытается остановить эпидемию. Наемник Гибсон Рикенбакер соглашается охранять киборга в ходе путешествия. Дорога будет тяжелой: по пятам за Гибсоном и его подопечной следуют Пираты — банда маньяков, возглавляемая Фендером Тремоло, с которым у Гибсона давние счеты.

Один из последних фильмов легендарной студии Cannon Films снят Альбертом Пьюном, который всегда умел выжать из минимума средств максимум возможностей. Говорят, изначально Пьюн представлял себе историю в формате черно-белой рок-оперы в мрачной постапокалиптической стилистике, однако из-за творческих разногласий со студией ему пришлось снимать несколько иное кино. Единственным напоминанием о первоначальном замысле остались имена главных героев: все они связаны с компаниями, выпускающими музыкальные инструменты.

Пьюн напичкал кадры большим количеством интересных мелочей, которые, будучи сложенными воедино, создают незабываемый стилистический фон для всей истории. Здесь отлично играют Винсент Клин и Жан-Клод Ван Дамм, тогда еще только взбирающийся на вершину славы. А еще здесь есть хорошо поставленные боевые сцены, психоделические костюмы и действительно возвышенные моменты — любой, кто смотрел «Киборга», вряд ли сможет забыть пробирающий до костей эпизод с Ван Даммом на кресте.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
Статьи
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
В международном прокате идет сиквел «Гладиатора» от Ридли Скотта, недавнее «Заклятие Мегалополиса» Фрэнсиса Форда Копполы пестрит отсылками к эпохе Римской Империи, а в декабре на экраны выходит «Возвращение» - экранизация античного эпоса, снятая Уберто Пазолини. Дмитрий Соколов вспоминает, как изображалась и осмыслялась античность в голливудском кинематографе – от расцвета библейских фильмов в 1950-е до помпезных блокбастеров в 2000-е.
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Рецензии
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
Рецензии
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?
Статьи
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?