Майский праздник

Майский праздник

«МЛАДЕНЕЦ»

Реж. Бруно Дюмон
кадр из фильма
кадр из фильма
В программе «Двухнедельник режиссёров» состоится премьера мини-сериала «Малыш» философствующего мизантропа Дюмона. Свою предыдущую ленту — «Камилла Клодель, 1915» — режиссёр представлял в Берлине, но до этого трижды отдавал фильмы на растерзание каннской публике. Фестиваль отвечал взаимностью. «Фландрия» и «Человечность» удостаивались Гран-при.

На этот раз речь пойдёт о расследовании убийств во французском захолустье, вести которое доверено комичному детективу и его нерасторопному помощнику. Судя по трейлерам, Дюмон впервые заступает на территорию откровенного абсурдизма, что, с учётом его фирменной мрачности, выглядит в высшей степени любопытно.

«БРОДЯГА»

Реж. Дэвид Мишо
кадр из фильма
кадр из фильма
Недалёкое будущее. Экономический кризис разрешился самым пессимистичным сценарием, отбросив цивилизацию на несколько ступеней вниз. Потерявший всё фермер с армейским прошлым (Гай Пирс) устремляется в погоню за бандитами, укравшими его машину. Компанию ему составляет брат одного из похитителей. В этой роли — Роберт Паттинсон.

Дэвида Мишо называют одним из самых перспективных или даже просто лучших современных режиссёров. «Бродяга» в этих условиях необходим — чтобы соразмерить выданные после мощной криминальной драмы «По волчьим законам» авансы. Мишо негодует, когда, завидев пыльный и чумазый апокалипсис в австралийской пустыне, народ настраивается на нового «Безумного Макса». Фильм участвует во внеконкурсной программе «Полуночные показы».

«ЗВЁЗДНАЯ КАРТА»

Реж. Дэвид Кроненберг
кадр из фильма
кадр из фильма
Великий канадец, знающий о разложении (духовном и физическом) чуть более, чем всё, обращается к перспективной, в этом смысле, теме голливудской киноиндустрии. В центре сюжета — две семьи, имеющие непосредственное отношение к фабрике грёз, жизнь которых состоит из непрекращающихся разговоров о творческом кризисе и творческих планах.

Отношение Кроненберга к своим героям очевидно уже сейчас. Ему с ними не по пути. Интересно, насколько далеко режиссёр зайдёт в своём ёрничанье.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»

Реж. Чжан Имоу
кадр из фильма
кадр из фильма
Эпическая история любви на фоне Культурной революции в Китае. Интеллигент Лу (Даомин Чен) репрессирован по политической статье, а жена (муза режиссёра Гун Ли) теряет память в результате несчастного случая. Когда Лу вернётся, она его не узнаёт.

Живой классик Чжан Имоу уже не в первый раз обращается к одной из самых трагичных страниц в истории своей страны. События Великой пролетарской культурной революции нашли отражение в одной из лучших работ мэтра «Жить», получившей в Каннах Гран-при и приз за лучшую мужскую роль в 1994 году, и в недавней драме «Под ветвями боярышника». Картина может стать своеобразным прощанием с родиной. Практически наверняка свой следующий фильм он снимет в Голливуде на английском языке. «Возвращение домой» покажут вне конкурса.

«ЗИМНЯЯ СПЯЧКА»

Реж. Нури Бильге Джейлан
кадр из фильма
кадр из фильма
Завсегдатай Каннского кинофестиваля — четыре (!!) фильма в конкурсных программах и два Гран-при за последние 11 лет — Нури Бильге Джейлан представит на Лазурном побережье 196-минутную медитацию о бывшем актёре, который хочет уехать из отеля, как только наступит зимний сезон.

Джейлана не без оснований называют турецким Тарковским, но подобное определение не способно в полной мере передать смысл и значение того, что делает Нури. В данном случае, слова действительно бессильны. Вероятность того, что Джейлан уедет из Канн с очередной наградой — по-настоящему высока.

«ДВА ДНЯ, ОДНА НОЧЬ»

Реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
кадр из фильма
кадр из фильма
Новый фильм персональных режиссёров Каннского фестиваля. Все (!) пять их картин, начиная с «Розетты» 1999 года, были в конкурсе, и все пять удостаивались наград, причём две — «Розетта» и «Дитя» — фестиваль выигрывали. В «Два дня, одна ночь» Дарденны рассказывают историю женщины (её играет Марион Котийяр), которая старается убедить своих сослуживцев отказаться от годовых бонусов — в противном случае её уволят.

Чисто европейская коллизия, которая вряд ли добавит братьям поклонников на наших территориях (разве что Котийяр может кардинально повлиять на ситуацию), но из Канн Дарденны без призов ещё не уезжали.

«ЗАТЕРЯННАЯ РЕКА»

Реж. Райан Гослинг
кадр из фильма
кадр из фильма
Во второй по значимости фестивальной программе «Особый взгляд» дебютирует режиссёр Райан Гослинг, зачистивший (благодаря творческому союзу с Николасом Виндингом Рёфном) в последние годы на Лазурное побережье в качестве актёра. Сюжетная канва «Реки» напоминает все фэнтезийные фильмы вместе взятые, но, надо полагать, на Каннском фестивале эта проба пера оказалась по другой причине.

Актёрские амбиции Гослинга вполне очевидны. Он никогда не гнался за количеством нулей на банковском счёте, а выбирал проекты для души и сердца, демонстрируя раз за разом хороший вкус (бывали и исключения, которые, в сущности, лишь подтверждали правило). Думается, в «Затерянной реке» Гослинг-режиссёр попытается реализовать всё то, чего так не хватало Гослингу-актёру.

«МИСТЕР ТЁРНЕР»

Реж. Майк Ли
кадр из фильма
кадр из фильма
В этом году в основном конкурсе свели двух столпов английского соцреализма Кена Лоуча и Майка Ли. Последний представит свой opus magnum — биографический фильм о великом британском живописце Уильяме Тёрнере. Сюжет сосредоточен на последних годах его жизни, когда обострились противоречия с коллегами по британской художественной элите. Некоторые откровенно полагали, что художник выжил из ума.

Идею фильма Ли вынашивал более десяти лет, а съёмкам отдал около двух лет. На роль протагониста Ли позвал одного из своих любимых актёров, выдающегося — и не только внешне — Тимоти Сполла, которого снимал в четырёх своих картинах.

«ЛЕВИАФАН»

Реж. Андрей Звягинцев
кадр из фильма
кадр из фильма
Семь лет назад «Изгнание» Звягинцева уже участвовало в конкурсной программе фестиваля, а «Елена» в 2011-м удостоилась специального приза жюри программы «Особый взгляд». На Лазурном побережье Андрея Петровича знают, уважают и очень ценят. Присутствие «Левиафана» в заветном списке «равных среди лучших» — не аванс, а спокойная констатация очевидного.

В центре сюжета — авторское переосмысление истории библейского Иова в антураже российских северных широт и просторов.

«МАЙДАН»

Реж. Сергей Лозница
кадр из фильма
кадр из фильма
Сергей Лозница, автор картин «Счастье моё» и «В тумане», по первой профессии кинодокументалист и никуда из этого, в некотором роде, заповедного сектора не уходил, даже не смотря на наличие двух — двух из двух, что немаловажно — игровых работ в основном конкурсе Канн. В этом году в спецпоказах участвуют сразу две его документальные картины — альманах «Мосты Сараево», где он автор одного из сегментов вместе с двенадцатью другими европейскими режиссёрами (в чёртовой дюжине есть Годар и румын Пую) и полный метр «Майдан» — первая попытка взглянуть на недавние события в Украине с точки зрения художника.

Автор не скрывает, по какую сторону баррикад ему комфортнее, из-за чего, думается, его репутация в очень прямоугольной системе координат «российской общественности» останется ровно такой, какой она была после его художественных работ.

«ПРОЩАЙ, РЕЧЬ»

Реж. Жан-Люк Годар
кадр из фильма
кадр из фильма
Спустя тринадцать лет в конкурсную программу Каннского кинофестиваля возвращается живой классик Годар. Для режиссёра это, надо полагать, мелкая радость, для киносмотра — ещё одна демонстрация элитного статуса.

«Прощай, речь» имеет какое-то подобие синопсиса, но, когда речь идёт о новом фильме Жан-Люка, всяк и каждому ясно, что пересказу такие вещи неподвластны. Вне зависимости от качества картины сам факт наличия француза в списке номинантов добавляет конкурсу смысла и скрытой интриги.

«ПОИСК»

Реж. Мишель Хазанавичус
кадр из фильма
кадр из фильма
Автор немой сенсации «Артист», выигравшей несколько лет назад всё, что только можно, Мишель Хазанавичус возвращается в Канны с картиной «Поиск», римейком одноимённого фильма Фреда Циннемана 1948 года. В оригинале мать и её выживший в Освенциме сын искали друг друга на просторах послевоенной Европы. Хазанавичус перенёс действие в наши дни, сделав главную героиню в исполнении своей супруги Беренис Бежо работницей неправительственной общественной организации в Чечне.

Автор «Артиста» и совсем уж неприлично прекрасной дилогии про агента 117 на этот раз предельно собран и серьёзен. «Поиск» идёт два с половиной часа и по всем немногочисленным выходным данным тянет на нечто «острополитическое», что в случае с режиссёрами, тяготеющими к лёгкому жанру, часто оборачивается спекуляцией.

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Реж. Фредерик Вайсман
кадр из фильма
кадр из фильма
Один из столпов американской кинодокументалистики, 84-летний Фредерик Вайсман представит в Каннах свой новый фильм, рассказывающий о посетителях и работниках Лондонской Национальной галереи.

Творческая метода режиссёра — максимальное отстранение и наблюдение со стороны, никаких интервью и художественных уловок, только правда жизни. Как правило, такая стратегия рождает ощущение полного погружения в действительность и события, разворачивающиеся на экране. Можно поспорить, что после просмотра «Национальной галереи» посещение собственно музея может и не потребоваться.

«КОРОЛЕВА И СТРАНА»

Реж. Джон Бурман
кадр из фильма
кадр из фильма
Английский ветеран Джон Бурман, автор «Избавления», «В упор» и ещё с полдюжины явно недооцененных фильмов, везёт в программу «Двухнедельник режиссёров» продолжение автобиографической военной истории «Надежда и слава», по итогам 1987 года намертво застрявшей в «оскаровском» пуле (пять номинаций). Война не отпускает главного героя. В новом фильме он, переживший ужасы Второй мировой, подрос, попал под призыв и загремел в военный тренировочный лагерь, где его с другими новобранцами готовят к отправке в Корею.

Всё это режиссёр снабжает чертами комедии абсурда (оригинал удостоился «Золотого глобуса», как лучший фильм года именно в «лёгкой» комедийной категории) и просит не сравнивать со снятой его другом «Цельнометаллической оболочкой»: «Кубрик представлял себе ситуацию, как нечто экстраординарное, хотя на самом деле всё предельно банально, обычные тренировки. Все через это прошли — кроме Стэнли Кубрика». Бурман заявляет, что «Королева и страна» — его последний фильм.

«МЕСТНЫЙ»

Реж. Томми Ли Джонс
кадр из фильма
кадр из фильма
Вторая режиссёрская киноработа большого голливудского актёра Томми Ли Джонса (ещё две он снял в телевизор) и второе попадание в основной конкурс. В этом году американский кинопром представлен скромно, две картины: к борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» допустили помимо Джонса лишь Беннетта Миллера с «Охотником на лис». Здесь в Каннах режиссёр Джонс оставил о себе неизгладимое впечатление в 2005 году, когда «Три могилы» вместе с хвалебной прессой получили приз за лучшую мужскую роль.

Новая работа — события разворачиваются во времена освоения американского Запада — расскажет об опасной экспедиции из Небраски в Айову, на которую отваживается героиня Хилари Суонк. Ей надо перевести трёх сумасшедших женщин. Сопровождать её будет человек вне закона, которого сыграет сам режиссёр.

Главные темы

Смотреть все
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
Статьи
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
В международном прокате идет сиквел «Гладиатора» от Ридли Скотта, недавнее «Заклятие Мегалополиса» Фрэнсиса Форда Копполы пестрит отсылками к эпохе Римской Империи, а в декабре на экраны выходит «Возвращение» - экранизация античного эпоса, снятая Уберто Пазолини. Дмитрий Соколов вспоминает, как изображалась и осмыслялась античность в голливудском кинематографе – от расцвета библейских фильмов в 1950-е до помпезных блокбастеров в 2000-е.
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Рецензии
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
Рецензии
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?
Статьи
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?