Стэнли Кубрик

Stanley Kubrick

Режиссер, Сценарист, Продюсер, Актер, Оператор

Информация

Дата рождения 26 июля 1928 (70 лет)

Дата смерти 7 марта 1999

Место рождения Бронкс, Нью-Йорк, США

Рост 169 см

24 фильма
сериалов
Стэнли Кубрик

О персоне

Есть несколько общеизвестных характеристик, касающихся Кубрика. Для одной части зрителей (в том числе профессионально-киношных) он скучен, маловразумителен, претенциозен; другая считает его открывателем новых горизонтов визуальной выразительности и проводником в область неизведанных миров.

Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев - выходцев из Восточной Европы. В школе учился средне, но затем наверстал упущенное: почти профессионально играл в шахматы, невероятно много читал. Расставшись с детской мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлёкся фотографией (первую фотокамеру тринадцатилетнему Стэнли подарил отец), и к концу 40-х стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look. В 1951 году дебютировал в кино документальной короткометражкой "День схватки" - о боксёре Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей. Первые фильмы снимал на собственные деньги и частные пожертвования, одним из продюсеров игрового дебюта Кубрика - "Страх и вожделение" (1953) - стал родной дядя режиссёра. Следующая работа Кубрика, жёсткий, пессимистичный и захватывающий film noir "Убийство" (1956) отлично прошёл в прокате и понравился критикам. Тем не менее, первым фильмом Кубрика, вызвавшим международный резонанс, стали всё же "Тропы славы" (1957) - военная драма о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах первой мировой войны полегла французская пехота. Во Франции ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста офицеров запаса. Это был первый, но далеко не последний скандал в карьере Кубрика.

В 1961 году он переезжает в Англию. Не вписавшись в голливудскую систему стандартов, Кубрик физически отдалился от неё. Принято считать, что "настоящий Кубрик" начался со "Спартака" (1960). Его пригласил Кирк Дуглас, сыгравший до того в "Тропах славы". Впоследствии, измученный тиранией Кубрика, Дуглас отзовётся о нём, не особенно стесняясь в выражениях.

По современным западным представлениям главными фильмами Кубрика остаются антивоенная сатира "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" (1964), "2001: Космическая одиссея" (1968) и "Заводной апельсин" (1971). Предшествующую им "Лолиту" (1962), где автором сценария выступил Владимир Набоков, оценивают прохладней, но в целом доброжелательно. Набокова беспокоило, что его произведение переносят в реальный мир. "Лолита", по его словам, есть чистый вымысел, нереальный и нереализуемый, любая экранизация в любом случае будет приблизительной. Тем не менее, после выхода фильма на экраны писатель всячески хвалил Кубрика. Вообще, экранизации занимают особое место в творчестве этого режиссёра. Все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями, где режиссёр выступает не как среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а как полноправный автор. Именно благодаря ему Артур Кларк вошёл в число живых классиков научной фантастики, а Энтони Бёрджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по экранизации "Заводного апельсина". С этой картиной связан ещё один громкий скандал в карьере Кубрика. Из-за обилия секса и насилия в Великобритании фильм был запрещён судом с формулировкой "зло как таковое". В 1975 году Стэнли Кубрик экранизирует роман Уильяма Теккерея "Барри Линдон" - эта самая "простая" лента режиссёра получает наибольшее количество номинаций на "Оскар".

За две недели до премьеры "Сияния", которая должна была состояться в Штатах 23 мая 1980 года, Кубрик всё ещё вносил изменения в фильм. На "Warner Bros." не видели фильм до 16 мая. Единственным мерилом для Кубрика был он сам, и он считал необходимым доводить каждый свой опус до совершенства. После этого был "Цельнометаллический жилет" ("Цельнометаллическая оболочка") - фильм вышел после стоуновского "Взвода" и сравнений было не избежать. Рецензии были разные, по большей части восторженные. Те кто сравнивал две эти ленты находили, что "Жилет" другая, более тёмная сторона гуманистических воспоминаний Оливера Стоуна.

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом "Широко закрытых глаз", Стэнли Кубрик умер. С этой прощальной работой режиссёра связано наибольшее количество слухов и кривотолков. О проекте начали говорить с 1996 года, когда съёмочный процесс только начинал "заводиться". Кубрик приобрёл права на экранизацию рассказа "Traumnovelle" австрийского писателя Артура Шницлера ещё в 1968 году и готовился к съёмкам 30 лет. К написанию сценария он приступил в начале 90-х, пригласив соавтором Джона Ле Карре, который было согласился, но вскоре понял, что хоть Кубрик и великий режиссёр, но работать с ним нестерпимо сложно, и, извинившись, бросил это дело. Тогда Кубрик позвал в соавторы молодую британскую писательницу Кандию МакУильямс, но вскоре поблагодарил девушку, когда стало ясно, что она ещё только учится сценарному делу. В 1994 году Кубрик нанял в Америке 68-летнего сценариста Фредерика Рафаэля, на котором и успокоился. Мнения об этой ленте разошлись кардинально - от "совершенно невразумительной драмы" до "последнего шедевра ХХ века".

В 2001 году Стивен Спилберг снимает "Искусственный интеллект" - ещё одна давняя мечта Кубрика. В распоряжении Спилберга оказались более ста набросков, сделанных при жизни режиссёром. Первые кадры фильма - морские волны, разбивающиеся о берег - были сняты самим Кубриком. При всех прямых и косвенных ссылках на его имя эта картина является безоговорочно спилберговской, на примере которой зритель может чётко уяснить для себя разницу между талантливым ремесленником и философом от кино.

Кубрик говорил: "Вы можете стать такими же великими кинорежиссёрами, как и я, если только будете изо всех сил противиться любой попытке вмешиваться в вашу работу и останетесь самими собой". Легко сказать, почти невозможно выполнить. Ему это удалось…

Фильмография

  • Актер
  • Режиссер
  • Сценарист
  • Продюсер
  • Оператор
Киноработник
Киноработник
Filmworker  / 2017 / фильм
документальный / США
Роль: —
зрители: film.ru:
voyageur
Комната 237
était une fois... Orange mécanique
était une fois... Orange mécanique
était une fois... Orange mécanique / 2011 / фильм
документальный / Франция
Роль: —
зрители: film.ru:
Edge of Outside
O Lucky Malcolm!
С широко закрытыми глазами
Stanley and Us
Stanley and Us
Stanley and Us / 1999 / фильм
документальный / Италия
Роль: —
зрители: film.ru:
Цельнометаллическая оболочка
Цельнометаллическая оболочка
Full Metal Jacket / 1987 / фильм
драма, военный / Великобритания
Роль: —
зрители: 8,8 film.ru:
Сияние
Барри Линдон
Заводной апельсин
2001: Космическая одиссея
2001: Космическая одиссея
2001: A Space Odyssey / 1968 / фильм
приключения, фантастика / Великобритания
Роль: —
зрители: 8,8 film.ru:
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb / 1964 / фильм
комедия, триллер, фантастика / Великобритания
Роль: —
зрители: 8,6 film.ru:
Лолита
Спартак
Тропы славы
Тропы славы
Paths of Glory / 1957 / фильм
драма, военный / США
Роль: —
зрители: 8,7 film.ru:
Убийство
Поцелуй убийцы
Поцелуй убийцы
Killer's Kiss / 1955 / фильм
драма, криминал, фильм-нуар / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Моряки
Моряки
Seafarers / 1953 / фильм
короткометражный / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Страх и желание
Страх и желание
Fear and Desire / 1953 / фильм
драма, военный / США
Роль: —
зрители: 3,5 film.ru:
Летящий падре
Flying Padre: An RKO-Pathe Screenliner / 1951 / фильм
короткометражный, документальный / США
Роль: —
зрители: film.ru: