Джон Джозеф Николсон родился в семье танцовщицы Джун Фрэнсис Николсон. Он не знал своего отца. Брак был заключен 16 октября 1936 года, когда невеста была уже беременна. Супруг не стал дожидаться рождения первенца, покинув роженицу. Дабы избежать позора (на дворе как-никак 1937 год!) бабушка Джека – Этель Мэй Роадс – объявила, что новорождённый её сын.
По окончании школы Джек устраивается на киностудию MGM, одновременно посещая актёрские курсы знаменитого Ли Страсберга. Первые актёрские работы Николсона связаны с именем Роджера Кормана, короля B-movies. После ряда проходных, очевидно второсортных кинолент (некоторые из которых, впрочем, приобрели статус классики, как это случилось с «Маленьким магазинчиком ужасов»), Джек дебютирует в режиссуре. В 1963 году на экраны ряда кинотеатров выходит хоррор-триллер «Террор», в котором молодой французский офицер (эту роль режиссёр-дебютант оставил за собой) расследует загадочное убийство супруги барона, хозяина старинного замка. Естественно, этот малобюджетный фильм ужасов остался вне поля зрения серьёзных изданий, критиков, подавляющего числа зрителей. Вплоть до 1969 года Николсон был вынужден продюсировать, писать сценарии и играть в подобного рода постановках, не особо задумываясь о художественной составляющей снимаемых картин.
Первый настоящий успех пришёл к актёру после премьеры «Беспечного ездока» Денниса Хоппера, в котором Николсон исполнил роль бывшего адвоката, пьяницы и бродяги Джорджа Хэнсона. Картина мгновенно обрела статус современной классики, «гимна» молодёжной субкультуры конца 60-х. Яркий, запоминающийся образ Хэнсона принёс Николсону номинации на «Золотой Глобус» и «Оскар». В новое десятилетие актёр вступил в ранге одной из главных надежд своего поколения.
Заманчивые предложения не заставили себя долго ждать. В 1970 году начинается сотрудничество актёра с режиссёром Бобом Рэфельсоном (всего на счету этого тандема шесть совместных работ), на экраны выходит драма «Пять лёгких пьес». Герой Николсона – пианист Роберт Дюпи – порывает с привычной для себя средой, отправляясь работать на нефтепромыслы. Актёр продолжает разрабатывать удачно найденный в «Ездоке» образ бунтовщика, но в отличие от Джорджа Хэнсона для Роберта Дюпи противостояние системе не есть самоцель, а скорее проверка собственных сил и возможностей. За эту работу Николсон вновь удостаивается номинаций на главные кинонаграды США («Золотой Глобус», «Оскар»).
Середину 70-х годов в американском кинематографе без преувеличения можно назвать временем Джека Николсона. Актёр проявляет завидное чутьё, тщательно выбирая каждый последующий проект. В 1973 году за роль Билли Буддуски в картине «Последний наряд» Николсон номинируется на «Оскар». Благодаря своему детективу Джейку Джиттису из «Китайского квартала» Романа Полански актёр вновь в списке номинантов.
1974 год был отмечен для Николсона не только мощной актёрской работой в классике неонуара, но и расследованием журнала «Time». На основе архивных документов журналисты смогли установить, что мамой актёра была вовсе не Этель Мэй Роадс, а Джун Николсон. В 37 лет Джеку пришлось многое переосмыслить. Сам актёр дистанцировался от газетной шумихи, стараясь не давать комментариев по этому поводу.
Богатым на события оказался и 1975 год. Николсон сотрудничает с итальянцем Антониони («Профессия: репортёр») и чехом Форманом («Пролетая над гнездом кукушки»). Герои Николсона в этих картинах – репортёр Дэвид Локк и скрывающийся от преследования в психиатрической клинике преступник Рэндл МакМерфи – противоположны по характеру, а значит и по манере исполнения. Буквально в течение одного года актёру удаётся сыграть своеобразных антагонистов, каждый из которых займёт почётное место в кинематографе 70-х. Картина Милоша Формана становится лидером оскаровской гонки, а Николсон признаётся Киноакадемией лучшим актёром года.
В 1980 году Стэнли Кубрик предлагает актёру заглавную роль в экранизации романа Стивена Кинга «Сияние». Безумный взгляд Джека Торрэнса, с топором наперевес преследующего в коридорах отеля «Оверлук» испуганную жену Уэнди, стал визитной карточкой Николсона на долгие годы вперёд. Несмотря на внушительные кассовые сборы, реакция критики была неоднозначной. Досталось и Николсону, в адрес которого раздавались упрёки в излишне экзальтированной игре. Стивен Кинг сетовал на то, что его Джек Торрэнс – жертва демонических сил отеля, в то время как Торрэнс Николсона – обезумивший шизофреник, и не более того. Сам актёр позже отзывался о своей игре как о «чём-то вроде балета». Годы спустя гнев сменился на милость. Картина обрела статус «лучшей экранизации маэстро ужасов», а работа Николсона снискала массу положительных отзывов.
В 1981 году на экраны выходят «Красные» Уоренна Битти и «Почтальон всегда звонит дважды» Боба Рэфельсона. Если в первой картине Николсон ограничился ролью второго плана (очередная номинация на «Оскар»), то в «Почтальоне» исполнил главную. Рэфельсон экранизирует роман Джеймса М. Кейна, в котором бродяга Фрэнк вступает в преступный сговор с женой владельца бензоколонки, ради насильственной смерти последнего.
Два года спустя Николсон получает второй «Оскар» за роль Гаррета Бридлава в полнометражном дебюте Джеймса Л. Брукса «Язык нежности». Фильм повествует о непростых взаимоотношениях между Авророй Гринуэй (Ширли Маклейн) и её дочерью Эммой (Дебра Уингер). Картине сопутствовал коммерческий успех (второе место по итогам года) и признание Киноакадемии (помимо Николсона золотыми статуэтками были отмечены Ширли Маклейн и Джеймс Л. Брукс, получивший в итоге три награды, как лучший режиссёр, сценарист и продюсер).
В 1985-м Джек Николсон играет главную роль в фильме Джона Хьюстона «Честь семьи Прицци», своеобразной пародии на гангстерский эпос Фрэнсиса Форда Копполы «Крёстный отец». На пару с Кэтлин Тёрнер Николсон разыгрывает любовную историю между ставленником мафии Чарли Партанна и профессиональным киллером Айрин Уокер.
В 1987 году в Голливуде дебютирует знаменитый австралийский режиссёр (автор культовой трилогии «Безумный Макс») Джордж Миллер. Он экранизирует роман Джона Апдайка «Иствикские ведьмы», пригласив в проект Шер, Мишель Пфайффер, Сьюзен Сарандон и Джека Николсона. Похождения Дэрила Ван Хорна, дьявола во плоти, приходятся по вкусу зрителям. Николсон здесь как бы иронизирует над собственным образом ловеласа, бунтаря и кутилы.
Примерно в это же время на студии Warner Bros. молодой постановщик Тим Бёртон начинает подготовку к съёмкам «Бэтмена». Автор комикса Боб Кейн рекомендует на роль Джокера Джека Николсона. Актёр незамедлительно соглашается, решив отказаться от внушительного гонорара в пользу процентов от итоговых кассовых сборов (в результате чего личный счёт Николсона пополнился суммой в 60 млн. долларов). Фильм становится главной киносенсацией 1989 года, а злодей Джокер до сих пор лидирует в списке антагонистов Брюса Уэйна.
В 1992 году Николсон в очередной раз становится участником оскаровской гонки. В драме Роба Райнера «Несколько хороших парней» актёр исполнил роль коррумпированного полковника Натана Джессепа, в борьбу с которым вступает молодой адвокат Дэниел Кэффи (Том Круз). В этом же году на экраны выходит драма Дэнни Де Вито «Хоффа», где Николсон примеряет на себе образ профсоюзного лидера Джимми Хоффа. И если Киноакадемия обошла своим вниманием эту работу, то учредители «Золотого Глобуса» номинировали актёра сразу в двух номинациях – «лучшая мужская роль» и «лучшая мужская роль второго плана» за «Хоффу» и «Хороших парней» соответственно.
В 1995 году актёр соглашается поработать под началом Шона Пенна в режиссёрском дебюте последнего – «Постовой на перекрёстке». Сотрудничество будет продолжено в 2001-м, когда на экраны выйдет «Обещание». Не сможет Николсон отказать и Тиму Бёртону, исполнив в сатире «Марс атакует!» сразу две роли.
В юбилейный для себя 1997 год актёр порадовал зрителей ролью Мелвина Удалла в комедии Джеймса Л. Брукса «Лучше не бывает». Перед очарованием этого героя не смогла устоять и Киноакадемия. Оскаровская полка Николсона пополнилась ещё одной, третьей по счёту, статуэткой.
В 2001-м Джек Николсон получает Специальный Приз Московского Международного кинофестиваля «Верю! Константин Станиславский». На следующий год на экраны выходит драма Александра Пейна «О Шмидте», в которой актёр в очередной раз демонстрирует незаурядное драматическое мастерство. Николсон берётся за новый для себя типаж, пожилого, уставшего от жизни человека. Как результат – заслуженная номинация на «Оскар».
В 2003 году Николсон обращается к комедийному жанру. И если в «Управлении гневом» актёр работает на грани эксцентрики, то в «Любви по правилам и без» возвращается к хорошо знакомому образу повидавшего виды бонвивана.
Осенью 2006 года на экраны выходит драма Мартина Скорсезе «Отступники», в которой Николсон играет босса ирландской мафии Фрэнка Костелло. Играет, что называется, на классе, убедительно доказывая, что в свои 69 лет находится в прекрасной форме. После просмотра складывается ощущение, что 13-й (!!) по счёту номинации на «Оскар» актёру просто не избежать.