Рецензия на фильм «ИНДИАНА ДЖОНС И КОЛЕСО СУДЬБЫ»

В сети появилась пятая часть легендарной франшизы об археологе-авантюристе Индиане Джонсе. Кирилл Горячок выяснил, стоило ли разменявшему девятый десяток Харрисону Форду снова браться за кнут.

На дворе 1969 год. Пожилой Индиана Джонс (Харрисон Форд) просыпается утром в своей квартире: приключения остались в прошлом. Его настоящее — больная спина, шумные соседи хиппи и студенты лоботрясы на парах. Однажды на лекцию к доктору Джонсу приходит дочь его старого друга-профессора (Тоби Джонс) по имени Хелена (Фиби Уоллер-Бридж). Она мечтает продолжить дело отца и раскрыть тайну колеса Архимеда. За артефактом также охотится старый знакомый Джонса, бывший нацист доктор Фоллер (Мадс Миккельсен). Он убежден, что с помощью него можно открыть портал в прошлое и изменить ход Второй мировой войны.

Уже четвертая часть культовой франшизы «Индиана Джонс», которая вышла в 2008 году, показала, что искателя приключений с кнутом и шляпой следует оставить в прошлом. Однако Стивен Спилберг продолжал уверять фанатов, что пока они с Харрисоном Фордом живы, новые фильмы об Инди будут выходить. С тех пор прошло немало времени: права на серию перешли к Disney, а Спилберг не торопился возвращаться к любимому герою, занятый в других проектах. И вот Форду уже пошел девятый десяток, пришло время для заключительной главы. В этот раз Спилберг и Джордж Лукас остались в титрах лишь в качестве продюсеров, режиссером выступил Джеймс МэнголдЛоган»). К сожалению, даже крепкий постановщик не смог оживить мистера Джонса. Более того, «Колесо судьбы» оказалось чуть ли не хуже «Королевства хрустального черепа», ненавидимого всеми фанатами франшизы.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Поскольку сюжет фильма разворачивается вокруг порядком постаревшего главного героя, основной лейтмотив «Колеса судьбы» — время. Не только былая слава Инди прошла, но и его славная эпоха охотников за сокровищами и борцов с нацистами. Теперь люди озабочены другими вещами: на улицах митингуют против войны во Вьетнаме, подростки слушают «Битлз», а Нил Армстронг высадился на Луне. Доктор Джонс же продолжает копаться в древностях и читать труды античных ученых. Символом новой эпохи и выступает дерзкая Хелена, в которой Индиана узнает молодого себя. В ней проявляются те же нотки цинизма и шкурный интерес к поиску древних артефактов. Старик археолог учит ее видеть в людях не только средство для достижения цели, но и что-то еще.

Впрочем, время не сильно изменилось, и старые знакомые Джонса, нацисты, увлекающиеся древностями и магией, никуда не делись. Доктор Фоллер, некогда состоявший на службе Гитлера, сегодня помогает правительству США запускать ракеты в космос, а сам тайком мечтает вернуться назад в годы войны и прикончить фюрера неудачника. Уже он-то знает, как нужно было воевать до победного конца.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Сумасбродный сюжет «Колеса судьбы» на самом деле вполне в духе «Индианы Джонса», где когда-то оживляли тамплиеров. Однако в пятой части условности сценария перевешивают все мыслимые пределы. Но мало того, что история шита белыми нитками и нужно постоянно мириться с очевидными ляпами и элементарной халтурой сценаристов, так все это еще и выглядит крайне безжизненно. Главный аттракцион «Колеса судьбы» — «омоложение» Форда в первой половине фильма. Когда компьютерный Индиана Джонс начинает двигаться, то не заметить фальшь и подмену просто невозможно. Графика в фильме, особенно в начале, вопиюще плохо сделана. То же касается и сцены погони Инди по городу на лошади — столько зеленого экрана даже у Marvel и DC не увидишь.

Актерский состав «Колеса судьбы» радует большим количеством звезд, но ничего нового никто из артистов не покажет. Мадс Миккельсен уже собаку съел на изображении злодеев и здесь отыграл нацистского ученого буквально на автомате. Бойд Холбрук играет одну из самых блеклых своих ролей, типичного подручного злодея, который нужен здесь только затем, чтобы получать от Индианы Джонса по зубам при каждой встрече. Но переплюнет по бесполезности всех, как ни странно, Антонио Бандерас. Роль пьяного испанского рыбака, длящаяся минуты четыре экранного времени, останется в фильмографии актера как самая незапоминающаяся.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Впрочем, дуэт Харрисона Форда и Фиби Уоллер-Бридж все-таки не назовешь плохим. Актеры сыгрались, между ними чувствуется динамика, порой они удачно обмениваются остротами. Уоллер-Бридж, прославившись сериалом «Дрянь», в основном избегала актерского участия в блокбастерах, но в «Колесе судьбы» смотрится хорошо, будучи чуть ли не самым живым персонажем фильма. Что касается Форда, то он харизму не растерял, и видеть его все равно приятно. Даже когда не особенно понимаешь, нарисован он в тот или иной момент, или заменен дублером.

Стоит признаться, что «Колесо судьбы» — кино, которое не нужно было никому: ни поклонникам, ни, наверное, создателям, включая самого Форда. Последние годы актер только и делает, что прощается: в «Звездных войнах», «Бегущем по лезвию», теперь и в «Индиана Джонсе». Сентиментальная нотка в финале «Колеса судьбы», конечно, щемит сердце, потому что «ушла эпоха». Но по факту это все просто фансервис с шляпами и кнутами, который ровно ничего не прибавляет к наследию классической трилогии Спилберга и Лукаса. К счастью, и не убавляет, и никакие волшебные артефакты времени это не изменят.

Поделиться