Вы девять лет назад, в 2007-м, выпустили фильм ужасов «Мертвые дочери» и теперь вновь вернулись к этому жанру. Откуда такой интерес именно к хоррору?
Мне нравится спортивный элемент, который существует в кино. Кино — это такой странный микс чистого дзена, где тебе абсолютно не важен результат, и спорта, где ты решаешь задачи. С «Мертвыми дочерьми» задачи не были решены, и я захотел вернуться к жанру, чтобы их решить, вот и все. Я понял, в чем ошибался, мне помогло неприятие фильма.
И какие же именно ошибки вы сделали в «Мертвых дочерях» и, как вам кажется, исправили в «Дизлайке»?
Я полагался на силу вундеркинда в себе, не очень понимая, что такое полнометражный фильм. Многого достиг благодаря этой самоуверенности, но это была грубая энергия, нуждавшаяся в осознании и отстройке. У меня вроде как была гитара, на которой я играл неплохую тему, но были проблемы с настройкой, звук резковатый... Как музыкант я бы так сказал: «Мертвые дочери» — альбом, который не очень хорошо сведен, он разнотональный и требует слишком быстрого переключения внимания. И еще — там было примерно шесть-восемь лишних треков, этот альбом не надо было делать двойным.
Создатели хорроров любят ссылаться на классиков жанра, вы же, когда представляли «Дизлайк» в Выборге, в первую очередь вспомнили «Телемертвецов». Почему именно эту ленту?
Ты видел этот фильм?
Да, в детстве он на меня сильное впечатление произвел.
Ну вот, если он мне тоже понравился когда-то — зачем мне врать? Почему-то меня всегда тянуло к подобным фильмам, я находил в них какую-то странную магию.
Вы также со сцены сказали, что вам сын помогал в написании сценария «Дизлайка». Сколько сыну лет?
Скоро 12 будет. Он очень насмотренный, в два года уже смотрел аниме — « D: Охотник на вампиров». Совместные просмотры кино были для нас чем-то культовым, я глазами Милоша начинал как бы пересматривал фильмы, виденные ранее. Помню, как показывал ему, пятилетнему мальчику, «Монстро» — и думал при этом: «Правильно ли я делаю?» (Смеется.) Так что у Милоша сейчас база уже как у Тарантино.
Так в чем же, собственно, участие сына?
Милош мне очень помогает, когда я показываю ему материал. Я с ним обсуждаю свои идеи, он хороший собеседник. А спокойный разговор — когда никто не осуждает, не дергается — это очень важно в кино.
Возрастной рейтинг самого «Дизлайка» при этом — 16+.
Хочу тебе сказать, что мы сходили с Милошем и на « Безумного Макса», и на « Заклятие» второе, у которых тоже высокие довольно возрастные ограничения.
На посвященной «Дизлайку» пресс-конференции я обратил внимание, что у вас оценка событий из фильма расходится с мнением актеров. Вам, как вы сказали, всех персонажей жалко, актерам — не особо.
Они моложе. Им еще не открылось учение Будды. А на площадке у нас у всех меняется сознание, мы становимся какими-то другими людьми, посвящающими себя конкретно этому фильму. Актеры просто даже не выходят из персонажей. Мой метод очень тотальный, он подразумевает проживание роли. Да, лично мне всех жалко, поскольку я еще и монтажер фильма, я всматриваюсь в эти кадры, в этих героев. У зрителя, наверно, не может сильно подключиться сострадание, да я и не требую этого, но сам, наверно, чувствую больше, чем зритель. Мне вообще многих людей на Земле жалко — в первую очередь тех, кто лишен творчества.
Расскажите поподробней о том, как вы с актерами работаете.
Я использую все строго по моменту. У меня наготове определенный набор элементов, я смотрю, что именно происходит, и применяю какую-то конкретную технику. Иногда настолько дружественная атмосфера складывается, что я говорю: «Слушай, ты можешь сейчас просто как робот повторить все, что я скажу за кадром?» Многие импровизированные дубли так и получаются, я говорю, актер подхватывает, я придумываю текст, актер его интерпретирует.
У меня есть вопросы про отдельные эпизоды из «Дизлайка», вот, например, сцена с осьминогом — как вы вообще придумали такое орудие убийства? Для меня осьминог в «Дизлайке» — примерно как корова, которая в «Мертвых дочерях» вдруг в кадр влетала.
Чего ты ищешь логику в слэшере? Мне просто изо дня в день надо было придумывать какие-то штуки. И я подумал, что осьминог — это такая прикольная штука. Причем мне кажется, что он лучше коровы, поскольку тут все подробнее показано. Но в корове, кстати, я тоже ничего плохого не вижу. Я считаю, что настоящее кино должно содержать нелепость. Выверенное логически кино для меня лишено магии. Скажем, за что я люблю Шьямалана? У него достаточно выстроенные фильмы, по крайней мере лучшие, но в них всегда происходит какая-то х**та. Например, в «Неуязвимом» мальчик говорит герою: «Можно я в тебя стрельну? Ведь ты супермен!» Я долго размышлял над этой сценой. Сама она нелепая, мальчик в ней показан сумасшедшим. Но эта сцена цепляет — и, я думаю, в этом секрет величия Шьямалана. Мне у него учиться и учиться. Если ты заметил, я даже пытаюсь идти по его пути: при помощи малобюджетных хорроров, одновременно и кондовых, и достаточно креативных, сохранить индивидуальность и получить финансовую независимость. Шьямалан, напомню, вернулся с фильмом « Визит» — и сейчас проделывает тот же трюк с лентой « Сплит», которая стоила пять миллионов, хотя в ней играет МакЭвой.
Можно я к осьминогу вашему вернусь? Он там становится первым орудием убийства, а дальше все более-менее банально: топоры, всякие колюще-режущие предметы. Фантазии не хватило?
Я считаю, что убийство кредитной карточкой — это достаточно оригинально. Вот мой ответ. (Смеется.) Таковы были мои креативные способности на тот момент. Были очень страшные задумки, которые я не смог снять, скажем, из-за бюджета. Например, маньяк узнает, что одна из девушек находится на ранней стадии беременности. И вот он ей прорезает ножом живот, а потом вставляет в утробу пластмассовую куколку.
Эээ... Какой-то ад, если честно.
Но мы же этого не сняли! Вообще-то ты не должен ограничивать свою фантазию. Кстати, многим в съемочной группе эта идея с куколкой понравилась. Все они тут же были уволены. (Смеется.)
У вас есть какие-то представления о том, как сложится прокатная судьба «Дизлайка»?
Я тебе правду открою: сложности с прокатом у меня были с фильмами « Обстоятельства» и « Я буду рядом». Здесь у меня их не будет, прокат будет нормальный. У меня нет ожиданий, что фильм соберет миллиард, мой рекорд пока — фильм с Козловским («Статус: Свободен». — Прим. Киномании.). Тем более, «Дизлайк» — совсем малобюджетный фильм. Вообще мне очень нравится, что я начал видеть свои фильмы в самолетах и поездах. « Статус: Свободен», например, там всегда есть. Это такое тупое, но приятное чувство: знать, что твой фильм увидели.
А на зарубежный прокат прицел есть?
Я доверяю нашим партнерам, что-то там происходит... В принципе, если говорить об Америке, «Дизлайк» — фильм, дающий мне наибольшую вероятность получить там работу. Я думаю, что эта лента вполне могла бы побывать на жанровых фестивалях.
Напоследок хотелось бы немного про «Про любовь 2» поговорить. Это же первый случай, когда вы в съемках альманаха участвуете?
Первый раз пригласили, да. Раньше статус был не тот. (Смеется.) Вам в этой ситуации комфортно? Раньше всегда сам по себе, а теперь в компании с другими режиссерами четырьмя режиссерами... Во-первых, там режиссеры приличные, классные. Во-вторых, все мы снимаем изолированные новеллы, друг друга почти не видим, только общаемся в дружественной атмосфере для обмена мнениями и тимбилдинга. Это захватывающий процесс, и Аня (Меликян, продюсер проекта. — Прим. Киномании.) — невероятный человек, умеющий совмещать жизнерадостность с дисциплиной. Мы с ней работали над ее следующим полным метром, я рад, что помог ей что-то нащупать. То, что она решила сделать, — очень клево, это будет настоящая бомба.
К вопросу об альманахах: за рубежом очень любят всякие сборные хорроры, «Азбуку смерти», например...
И еще тот про видеокассету. (Подразумевается франшиза, в РФ известная под названием «З/Л/О». — Прим. Киномании.)
Да-да, а теперь давайте представим, что в России решили снять собственный хоррор-альманах. И лично у вас есть возможность собрать коллег, с которыми вам бы хотелось в рамках такого проекта поработать. Кто это будет? По вашему выступлению в Выборге понятно, что Роман Каримов может в этом списке оказаться.
Каримов будет... Ну и я еще три истории сниму. (Смеется.) Я так скажу: боже меня упаси, я не собираюсь быть продюсером альманаха. А если говорить с режиссерской точки зрения... Мне, скажем, очень нравится Михаил Сегал, я считаю, он снял выдающийся фильм « Кино про Алексеева». Для меня это один из лучших русских фильмов. Но он сам — сложная личность, я не стремлюсь с ним работать? Да и с Каримовым не стремлюсь — я просто им восхищаюсь. Знаешь, давай я просто сам все новеллы в этом альманахе сниму? Я думаю, справлюсь. У меня одна идея лежит уже давно, такой альманах на Хэллоуин. Называется «Сомнительные удовольствия», это такие короткие трэшовые истории. Очень плохой фикшн — например, про грабителей, поехавших в финскую деревню за девушкой с клешнями, способными любой сейф вскрыть. Ты меня сейчас заставил пыль с этой идеи сдуть, а ведь прошло уже лет 11-12. Только прогрессивней у нас тут ничего не стало за это время.
Павел Руминов: «Настоящее кино должно содержать нелепость»
Новая работа режиссера Павла Руминова «Дизлайк», слэшер с участием популярных российских видеоблогеров, добралась до экранов кинотеатров. До этого она принимала участие в конкурсе выборгского кинофестиваля «Окно в Европу», где удостоилась спецприза за операторскую работу. Там, в Выборге, Киномания и побеседовала с Руминовым.
15 СЕНТЯБРЯ 2016
Текст: Сергей Оболонков
Главные темы
Смотреть всеШкольные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
В российский прокат вышла получившая приз в Каннах европейская психологическая драма с Ренате Реинсве из «Худшего человека на свете». Разбираем, как тема школьного буллинга превращается в нечто совсем иное и насколько режиссер справился с непростым материалом
14 ДЕКАБРЯ
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
15 ДЕКАБРЯ
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?
15 ДЕКАБРЯ
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
14 ДЕКАБРЯ