Джордж Лукас, придумавший Индиану Джонса, не планировал расширять маленький мирок своего персонажа с той же интенсивностью, что и вселенную «Звездных войн», однако собственный телевизионный приквел трилогия (на тот момент вышло всего три полнометражных фильма) об археологе-авантюристе получила. По меркам 90-х «Приключения молодого Индианы Джонса» выглядели довольно круто, а к съемкам Лукас привлек нескольких режиссеров высочайшего уровня. Да, главным постановщиком сериала был крепкий ремесленник Карл Шульц (21 эпизод из 49), зато по паре серий сняли Билле Аугуст («Пелле-завоеватель») и Майк Ньюэлл («Донни Браско»), а по одному эпизоду — Терри Джонс («Монти Пайтон и Святой Грааль») и Николас Роуг («А теперь не смотри»).
Трансформировать давно выдохшуюся кинофраншизу о маньяке Нормане Бейтсе из «Психо» Альфреда Хичкока (и одноименного романа Роберта Блоха) в телеформат пытались еще в конце 80-х, но снятый тогда пилот о наследнике бизнеса Бейтсов так и остался холостым выстрелом. Зато в 2010-е затея наконец-то удалась: Карлтон Кьюз (соавтор культового шоу «Остаться в живых», разбросавший по «Мотелю Бейтсов» кучу отсылок к своему главному детищу) выпустил сериал, продержавшийся в эфире канала A&E пять сезонов. «Мотель Бейтсов» рассказывает о болезненных отношениях юного Нормана (отличная роль повзрослевшей звезды «Чарли и шоколадной фабрики» Фредди Хаймора) и его матери Нормы (Вера Фармига, как-то незаметно ставшая одной из главных хоррор-актрис современности) — впрочем, не только о них. И для мифологии героя Блоха и Хичкока сериал Кьюза, конечно же, куда важнее, чем бестолковые полнометражные сиквелы оригинального «Психо».
С Ганнибалом Лектером в большом кино сделали примерно то же самое, что и с Норманом Бейтсом в свое время: выжали из персонажа всю харизму до последней капли, а фильмы о психиатре-каннибале становились все хуже и хуже. Кинофраншиза завершилась в 2007 году откровенно слабым приквелом «Ганнибал: Восхождение», а спустя шесть лет Брайан Фуллер, создатель известного сериала «Мертвые до востребования», показал, как нужно снимать приквелы. Впрочем, телевизионный «Ганнибал» — не только приквел, но и по-настоящему свежий взгляд на фигуру доктора Лектера (одна из лучших ролей датчанина Мадса Миккельсена) и его затяжной поединок с агентом ФБР Уиллом Грэмом (Хью Дэнси). Фуллер делает все возможное, чтобы его шоу было максимально не похоже на прочие сериалы с маньяками, заполонившие ТВ, и добивается успеха: «Ганнибал» — и визуальное пиршество, и удачная попытка разыграть козырь персонажа, который уже хорошо известен зрителю. При этом Миккельсен вовсе не соперничает с Энтони Хопкинсом, а создает новый образ Ганнибала Лектера — яркий, стильный, временами почти комиксовый, но пугающе убедительный.
В 2014-м на малые экраны вышли сразу два «пиратских» проекта — «Череп и кости» с Джоном Малковичем и «Черные паруса», приквел «Острова сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона (и соответственно любой из многочисленных экранизаций классического приключенческого романа). Шоу с Малковичем продержалось в эфире NBC всего лишь один сезон, а вот сериал о молодых годах капитана Флинта (отличная роль Тоби Стивенса) и прочих героев «Острова сокровищ» отработал на кабельном канале Starz аж четыре года. В отличие от обходящих острые углы «Черепа и костей», «Черные паруса» — шоу, в хорошем смысле слова, хулиганское (впрочем, на Starz других и не держат). История молодого Флинта вышла брутальной и пикантной (даже слишком пикантной — по мнению самых ранимых и оскорбленных в лучших чувствах зрителей из наших широт), и ее вполне можно рассматривать в качестве суровой альтернативы киношным «Пиратам Карибского моря», которые с годами становятся все более диснеевскими (проще говоря, детскими и бессмысленными).
Кукольная картина Джима Хэнсона и Фрэнка Оза «Темный кристалл» по праву считается одним из самых оригинальных фэнтези не только своего времени, но и за всю историю жанра. Правда, сюжет оставил много вопросов по поводу фантастического мира, в котором разворачивается действие. Новый сериал Netflix и режиссера Луи Летерье (он снял все 10 эпизодов), рассказывающий историю, предваряющую события старого «Темного кристалла», эти вопросы снял. Раса гельфлингов, еще не уничтоженная скексисами, была разделена на группы (согласно роду занятий и среде обитания), и мы наконец-то узнали, какие события привели волшебный мир на грань гибели. Тем зрителям, для кого все эти имена и названия — всего лишь причудливый набор букв, придется посмотреть оригинальный фильм 1982 года (в противном случае будет тяжело вникнуть в происходящее в сериале). Заодно станет понятно, с каким уважением и трепетом создатели шоу отнеслись к исходной картине: все герои в сериале по-прежнему куклы-аниматроники (и это в конце 2010-х!), а CGI использовано по минимуму — только для прорисовки ландшафтов в сценах с зеленым хромакеем и для удаления из кадра кукловодов. С учетом нынешнего уровня компьютерной графики, «Эпоха сопротивления» — по-настоящему трогательный оммаж олдскульному фэнтези и гению Джима Хэнсона.
Этот сериал стопроцентным приквелом не назовешь (действие разворачивается как в прошлом, так и в настоящем), но в «Тредстоуне» достаточно флэшбеков, чтобы его можно было включить в нашу подборку. После четырех полнометражных частей основной борнианы и одного спин-оффа нам решили рассказать историю разработки секретной программы создания суперсолдат «Тредстоун». Виноваты оказались, как обычно, русские: в 1973 году они, совместно с нацистским ученым, начали в восточной части Берлина работу над промыванием мозгов первым подопытным. «Тредстоун», при всем своем серьезном тоне и качественной постановке экшн-сцен (порой — вполне на уровне фильмов борнианы) — потешная клюква с матрешками, ракетой с восхитительным названием «Шпилька Шесть» и антагонисткой по имени Петра Андропов. Словом, именины сердца.