Ковбой Вуди, переехавший от собравшегося в колледж Энди к девочке Бонни в конце третьей «Истории игрушек», переживает не лучшие времена. Дело в том, что Бонни тоже подросла, до колледжа ей еще далеко, а вот детский сад — в самый раз. Вуди интересует ее все меньше и меньше, а однажды девочка и вовсе приносит из детсада нового любимца — сделанного из пластиковой вилки и прочего мусора Вилкинса. Ковбой решает взять новичка под покровительство — по сразу нескольким причинам. Во-первых, Вилкинс не может осознать, как Бонни его ценит, и то и дело старается сбежать в мусорное ведро. Во-вторых, игрушка из столового прибора получилась довольно хрупкой, ей действительно требуются защита и поддержка. И, наконец, оберегая другого, сам Вуди перестает чувствовать себя ненужным и забытым.
Самой первой «Истории игрушек» скоро исполнится четверть века — это информация, которую не так просто осознать, зато ее легко принять на веру, если сразу после четвертой серии пересмотреть фрагменты из ленты 1995-го. Первая полнометражная работа Pixar была и остается техническим достижением, но за прошедшие годы компьютерная анимация шагнула далеко вперед. Новая «История игрушек» не просто выглядит лучше оригинала — это, возможно, самый детализированный, самый богатый нюансами CG-мультфильм из всех существующих. Блики на фарфоровой пастушке Бо Пип никогда ранее не были такими убедительными. Да и другие персонажи выглядят так, что их сразу же хочется схватить и повертеть в руках, чтобы почувствовать под пальцами фактуру. Пожалуй, это один из лучших комплиментов фильму, главными действующими лицами в котором являются игрушки.
Видеоряд в четвертой «Истории» настолько хорош, что мультфильму даже хочется простить вторичность сюжета. Сценарий кажется довольно неизобретательным — в том числе, на уровне мелочей. Например, лента повторяет фокус с самодвижущейся детской коляской из «В поисках Дори» другой пиксаровской картины (разумеется, за минусом осьминога). Общая же сюжетная канва удивительным образом напоминает недавнюю «Тайную жизнь домашних животных 2», где главный герой, пес Макс, тоже демонстрировал крайнюю зависимость от обретающего самостоятельность ребенка. С другой стороны, критиковать «Историю» за похожесть на другие CG-мультфильмы, наверно, глупо. Особенно когда речь идет о «Тайной жизни», в первой серии пересказавшей историю знакомства Вуди и Базза Лайтера, заменив игрушки на псов.
Не вполне убедительным сценарным ходом кажется и решение сконцентрировать внимание на взаимоотношениях Вуди и вышеупомянутой Бо. С самой пастушкой все в порядке, характер у нее ярче, чем в любой из предыдущих «Историй». Проблема в том, что отношение к Бо становится своего рода катализатором, когда Вуди приходится выбирать между чувством долга и собственным счастьем. Чтобы понять и принять выбор ковбоя, нужно помнить всю историю его взаимоотношений с Бо. Между тем, в вышедшей в 2010-м третьей серии пастушка была даже не второстепенным, а совсем уж незначительным персонажем.
Но все это лишь придирки, так или иначе, «История игрушек 4» — симпатичный мультфильм, обращенный скорее к взрослым (что не удивительно, учитывая возраст франшизы), но вполне доступный и детям. Возможно, это не самая удачная работа студии Pixar, но уж точно и не самая слабая. Как все хорошие семейные фильмы, картина умудряется совмещать сентиментальное и смешное — особенно когда в кадре появляется Вилкинс. Это, кстати, вполне себе тема для отдельного исследования: почему в отполированном до блеска мультфильме с участием множества любимых героев наибольшее участие вызывает пускай самый нелепый и неряшливый, зато новый персонаж?