Накануне мексиканского Дня мертвых семья Ривера готовится к традиционному праздничному почитанию своих предков. Лишь один мальчик Мигель несчастлив и одинок — он очень хочет выступить на конкурсе талантов и показать соседям свой музыкальные способности. Но проблема в том, что его родственники ненавидят и проклинают музыку, а заодно и тех, кто ею занимается. Родители ни за что не позволят ему стать таким, каким был его кумир Эрнесто де ла Круз (в оригинале Бенджамин Братт) — знаменитый певец и актер, трагически погибший много лет назад. «Нужно ловить свою удачу» — пел артист, и Мигель решает рискнуть всем ради славы, даже собственной семьей. Однако в погоне за мечтой мальчик попадает не на сцену, а в страну мертвецов, где ему предстоит узнать правду о проклятии своего рода.
Студия Pixar вновь сделала это. «Тайна Коко» не только первый оригинальный мультфильм команды со времен «Головоломки» и слабоватого «Хорошего динозавра», но и доказательство того, что аниматорам еще есть, чем удивить. Источником вдохновения для мультфильма на этот раз послужила Мексика с ее многообразной культурой и мифологией смерти, которые с трудом можно назвать материалом для популярного детского мультфильма. Однако в «Тайне Коко» Pixar показали трогательную и понятную каждому притчу о памяти и времени.
Рукою аниматоров Мексика предстает живописной и необыкновенной страной. Здесь вечно звучат гитары и поют народные песни о любви, и даже в загробном мире эта радость продолжается, ведь город мертвых — обитель вечного праздника. Каждый день там дает концерт прославленный Де ла Круз, Фрида Кало (к слову, важный для сюжета персонаж) выставляет новые работы, а тут и там снуют разноцветные звери — проводники людей на тот свет. Такого упоительного признания в любви мексиканской культуре не было, пожалуй, со времен «Да здравствует Мексика!» Сергея Эйзенштейна. И завороженность классика «плясками смерти» явно передалась аниматорам Pixar.
Красочные праздничные сюжеты сценаристы чередуют с зачастую весьма драматичными и неоднозначными сценами. Как бы весело и замечательно ни было в городе мертвых, но даже жизнь после смерти может подойти к концу. Если на земле не осталось никого, кто бы мог вспомнить усопшего, то радоваться в загробном мире ему осталось недолго. Оттого, пока другие «пляшут», кто-то уединяется в местных гетто и печально скорбит о прошлом.
Мальчику Мигелю тоже предстоит осознать, что жизнь — это не просто погоня за мечтой, по заветам Де ла Круза, а куда более сложная штука. Его многочисленные родственники только и мечтают, чтобы юноша бросил заниматься глупостями и начал немедленно шить обувь, и чтобы разрешить этот внутренний конфликт Мигелю придется пройтись по царству мертвых (недаром его верного пса-проводника зовут Данте).
Впрочем, «Тайна Коко» вряд ли займет место среди лучших работ Pixar, слишком она самобытна. К слову, нет здесь и почти авангардных находок «ВАЛЛ-И» или «Головоломки» и далеко не все персонажи одинаково запоминающиеся и уникальные, как, скажем, в «Рататуе» или «В поисках Немо». Однако в пиксаровской «пляске смерти» парадоксальным образом соединяются, кажется, несоединимые в современном детском кино темы жизни и смерти. Мультфильм деликатно и тонко рассказывает о том, что все кончается, и это прекрасно — не надо ничего бояться.
«Тайна Коко» получилась яркой и трогательной, мультфильм одновременно сочетает в себе все традиционные элементы студии и предлагает что-то совершенно новое и неожиданное. В конце концов, творение Pixar — настоящее открытие Мексики и ее культуры, которых Голливуд касается почти исключительно в связи с наркотрафиком. И преодоление «колониальных» предрассудков еще одна большая заслуга главной анимационной студии нашего века.