НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Важные фильмы о рабстве

    , 19

    Сегодня, 12 декабря, в российский прокат выходит новая лента Стива Маккуина «12 лет в рабстве». Вспомним по этому случаю еще несколько важных картин, посвященных феномену, предопределившему в огромной степени развитие всей человеческой культуры.

    «Прощай, дядя Том»

    1971, Италия. Реж. Гуалтьеро ЯкопеттиФранк Проспери  

    История «фильмов о рабстве», если вообще можно удостоить их звания отдельного поджанра, вплоть до 1970-х годов прослеживается совсем уж неочевидным пунктиром: положили им начало, видимо, экранизации «Хижины дяди Тома», первая из которых датируется самым началом столетия. Лишь к концу 1950-х американские режиссёры (поначалу только независимые, от Кассаветиса до Кормана) начинают обсуждать расовую проблему как таковую, ну а в 1970-х становится, наконец, возможна полноценная рефлексия на тему её истоков. 
    Самое безумное свидетельство этой рефлексии, однако, принадлежит перу не американцев, но итальянцев: пока в Штатах потихоньку расцветал блэксплотейшн, служивший афроамериканцам площадкой для самоутверждения, одиозный документалист Гуалтьеро Якопетти вместе с Франком Проспери официально помахал ручкой дяде Тому, экранизацию «Хижины» которого к тому моменту уже сочли бы приметой оголтелого расизма. Первый и самый известный фильм Якопетти — «Собачья жизнь», положивший начало целому поджанру эксплуатационной документалистики-«mondo». И при просмотре «Прощай, дядя Том» это нужно учитывать в первую очередь. Сдержанным анализом и адекватным разбором фактов здесь и не пахнет: это почти два с половиной часа постановочных сцен, посвящённых выдиранию зубов у закованных в цепи африканцев, изнасилованию чернокожих девушек, карликам-сутенёрам и так далее. Чувствуется ли здесь, несмотря на отсылки к Малькольму Икс и Лерою Джонсу, хоть в некоторой мере дух Америки начала 1970-х (которая тоже представлена документальными и постановочными кадрами, особенно ближе к началу фильма) — понять сложно. Но «Прощай» отлично работает в качестве демонстрации восхитительного бедлама, творившегося в итальянском жанровом кино в его золотые годы, ну и в качестве страшилки на ночь, пожалуй, тоже. 

    «Мандинго»

    1975, США. Реж. Ричард Фляйшер 
    «Мандинго» Ричарда Фляйшера — это, напротив, удивительный продукт бардака, творившегося в кинематографе Штатов с наступлением в 1970-х долгожданной творческой свободы. Фильм, который Роджер Эберт по выходу кратко охарактеризовал как «расистский мусор», представляет собой разливистый блэксплотейшн о драках между мускулистыми африканцами и о том, до чего доводила плантаторов традиция «в гигиенических целях» регулярно спать с чернокожими рабынями (этой традиции, разумеется, уделено приличествующее время и в «Прощай, дядя Том»). Из прочих исторических блэксплотейшн-фильмов (в число которых входит, к примеру, целая сага о «Ниггере Чарли» с Фредом Уильямсоном в главной роли) «Мандинго» выделяется тем, что выглядит неправдоподобно дорого. Достаточно сказать, что непостижимым образом сыграть главную роль в этой обескураживающей ленте согласился Джеймс Мейсон — немолодой уже ветеран экрана как ни в чём не бывало обсуждает достоинства своих молоденьких рабынь и лечит артрит, перегоняя его из пяток в живот чернокожему мальчику. 
    Вопреки маргинальной славе, которая утвердилась за «Мандинго», смотреть его не только смешно, но и интересно. За всей дикостью, которая, ясно, больше шокировала американских критиков в 1975-м, чем шокирует русскоязычного зрителя сегодня, чувствуется вполне адекватная для поставленных задач литературная основа (фильм снят по роману Кайла Онстотта); убери дикости и останется практически мелодрама в пышных интерьерах. И вообще, приятно видеть, что над настолько болезненной темой в весьма политкорректном обществе кто-то всё же смог посмеяться: прямым, если не единственным, наследником «Мандинго» на этой ниве выглядит «Джанго освобождённый», в котором прямо цитируется достославный опус Фляйшера. 

    «Зелёная кобра»

    1987, ФРГ-Гана. Реж. Вернер Херцог  
    «Кобра Верде» (прозвище главного героя, жутковатого бразильского бандита, вполне можно оставить и без перевода) — последний фильм, который сделали вместе Вернер Херцог и Клаус Кински; на съёмках «Кобры» режиссёр окончательно рассорился со «своим любимым врагом», а через несколько лет последний скончался. Учитывая статус их предыдущих коллабораций в киносообществе, не стоит удивляться, что шероховатую в некоторых отношениях «Кобру» частенько забывают; однако же, это интересное кино и вполне достойная «лебединая песня» важного творческого союза. 
    «Кобра» берёт за живое главным образом картинкой, и даёт слабину, когда начинаются разговоры; фильму, несмотря на притчевый тон, не идёт дидактичность, с которой Херцог рассуждает собственно о рабстве. Хватает здесь, однако, и эпизодов, за которые можно простить поучающий тон. Херцог отправляет своего героя (как водится у Кински, очевидно полубезумного) в страну, где, предположительно, вообще отсутствуют белые люди, чтобы наладить отношения с несколькими на свой лад ненормальными царьками и закупиться у них рабами. Получается не психологическая, а этнографическая зарисовка, и этнографическая часть исполнена даже слишком хорошо; мир, который демонстрирует Херцог, настолько далёк от нашего, что приходится ловить себя на некотором даже сочувствии к психопату-«кобре». 

    «Санкофа»

    1993, Германия-Англия-Гана-США. Реж. Хаиль Герима  
    Исследовать феномен американского рабства, как видно, с лёгкостью брались и итальянцы, и немцы, но их голос далеко не так важен, как голос эфиопского режиссёра Хаиле Геримы: его «Санкофа» — это взгляд на больную тему с точки зрения африканцев. Сюжетная завязка неприхотлива: шаман с разукрашенным телом предоставляет африканской фотомодели возможность ненадолго отправиться в прошлое и пожить на плантации, среди своих давних то ли предков, то ли друзей, то ли собратьев — точное слово тут подобрать непросто, учитывая, что категория времени в «Санкофе» вообще размывается. 
    Неспешный и, чего уж там, не слишком яркий фильм Геримы сложно назвать откровением; но важно здесь как раз спокойствие и очень естественная, будто бы допотопная отрешённость. Пока представители любой нации, которой доводилось держать чернокожих рабов или, по крайней мере, оказывать этому явлению пассивную поддержку, в разговоре на указанную тему нет-нет, да и сорвутся в истерику, «Санкофа» говорит о понимании и приятии. Африканцы, судя по всему, умели и умеют жить в согласии со своими корнями и со своей неописуемо долгой историей. «Санкофа» оставляет именно такое впечатление, и приходится ему доверять, раз уж по ту сторону камеры находился африканец. 

    «Амистад»

    1997, США. Реж. Стивен Спилберг  
    Вторая большая фреска гуманистической направленности, созданная Стивеном Спилбергом в 1990-е годы, пользуется чуть меньшей популярностью, чем выдержанная в выверенном ч/б первая. «Амистад», однако же, если не соразмерен «Списку Шиндлера», то, во всяком случае, похож на вполне жизнеспособный гибрид между ним и позднейшим «Линкольном» — без амбициозности первого и совсем уж назойливой поучительности второго. 
    Экс-президент Джон Квинси Адамс, которого здесь играет Энтони Хопкинс, впрочем, определённо нашёл бы общий язык с дей-льюисовским Линкольном; по счастью, на экране его не так уж много, да и вообще два с половиной часа времени аккуратно распределены между пятью-шестью героями, из которых с большим трудом удаётся кого-то выделить. «Амистаду» (как и «Шиндлеру») вполне можно предъявлять претензии в лубочности, но стоит ли? Спилберг — идеальный демиург идеального мира, который творит в каждом кадре: мира, в котором в нужный момент обязательно звучат фанфары Джона Уильямса, а отличить добро от зла проще, чем американца от афроамериканца. И его искреннее желание научить хорошему тот мир за пределами глазка камеры, в котором у него куда меньше власти, достойно восхищения.  

    «Мандерлей»

    2005, Дания-Швеция-Нидерланды-Франция. Реж. Ларс фон Триер  
    Контрастной теме — контрастные решения: на смену прямолинейному умнице Спилбергу спешит умник-себе-на-уме Триер, вознамерившийся порассуждать о феномене рабства во второй (и, похоже, последней-таки) главе своей американской трилогии. «Мандерлей», разумеется, кажется несколько бледным после «Догвилля»: но, взяв в 2003-м более чем серьёзную планку, датчанин, в общем, поступил правильно, решив на том же материале слепить что-то менее серьёзное, тем более что и вместо Кидман под именем Грейс на экране теперь куда более простоватая Брайан Даллас Ховард
    «Мандерлей», несмотря на неудомение, которое он, как правило, вызывает даже у преданных поклонников режиссёра, всё же язык не повернётся назвать неудачей: смотреть его не менее занимательно, чем непосредственного предшественника, вот только пересматривать и обдумывать тут почти нечего. Как известно, Триер, наигравшись в фильм нуар, «догму-95» и так далее, стал снимать фильмы в основном с целью самолечения, и, кажется, для «Мандерлея» просто не нашлось подходящего невроза. Пугать впечатлительных зрителей мыслью о том, что рабы не смогут прожить без хозяев, Триер по-прежнему может — и делает это лучше, чем сделал бы любой другой коллега и современник, но, вообще, учитывая хрупкое душевное здоровье режиссёра, надо только порадоваться, что во время съёмок «Мандерлея» ему самому не было страшно.
    другие Был бы повод

    Ровно сто лет назад родился выдающийся американский режиссер Сидни Люмет. В честь юбилея одного из главных авторов Нового Голливуда вспоминаем опубликованный в 2019-м материал Кирилла Горячка о самых важных работах мастера.

    В прокате идет мистический хоррор, объединяющий стилистику ретро, христианские мотивы и формат «найденных пленок». Дмитрий Соколов разбирает все нюансы одного из самых ярких жанровых хитов последнего времени.

    10 июня исполнилось 60 лет Эндрю Никколу — режиссеру «Гаттаки» и «Оружейного барона», а также сценаристу «Шоу Трумана». Дмитрий Соколов разбирает сквозные темы работ мастера интеллектуальной фантастики.

    КОММЕНТАРИИ 19
    Спасибо за статью. Как-то не густо для такой темы, я полагал, что она представлена намного шире. Серьезных фильмов о том периоде не так и много, тема еще не раскрыта до конца.
    А где же Джанго?)
    Джанго - освобожденный! Разве вы забыли? ;))
    Лихо мне, окаянной!))
    Заинтересовал "Прощай, дядя Том". Спасибо за материал.
    О рабах нынче актуально.
    Такая же животрепещущая тема, как секс-меньшинства.
    Рабов и геев надо уважать, а за фильмы о них - и Оскар не грех получить!
    Вспомните сколько фильмов снято у нас о второй мировой войне. У американцев своя больная тема, в первую очередь они снимают для себя.
    Что-то фильмы, как будто для отчетности снятые - типа: вот и мы отметились в этой теме.
    Скажите,а можно подборку фильмов о крепостном праве? Что-то мы все об американцах, да американцах. У самих "рыльце в пушку":))
    Посмотрел "12 лет рабства" - эмоций много и выражать их долго, но попробую вкратце.
    Определенно, один из самых важных фильмов об американской истории, об обществе и человеке; самый важный фильм о рабстве и большой фильм о безумии. Что еще более важно, что фильм болезненный и невероятно честный. Актерский состав бесподобен, оператору - браво. МакКуину режиссерский Оскар еще за "Стыд" задолжали.
    Честно говоря такого рейтинга на IMDB давно не видел к фильму.
    Не только МакКуину, но Фассбендеру задолжали. Если не дадут за 12 лет рабства, где он просто бесподобен, то пусть себе их оставят.
    Как же меня достали эти все фильмы про рабство и про их чувство вины перед ними.
    А Вам то чего вину чувствовать?
    "про их чувство вины", почему вы про меня спросили?
    Обознался.
    Столько фильмов делается о черных. но никто не хочет делать фильм о рабстве в Российской Империи, когда крепостных продавали в карты!
    ...А "Дубровский" разве не об этом?
    И чья это вина, американцев?

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.