НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Он вам не Поллак: 10 лучших фильмов Сидни Люмета

    ,

    В честь 95-летия классика американского кино, Кирилл Горячок вспоминает выдающиеся работы мастера.

    Сидни Люмет начал свою карьеру в конце 1950-х, когда ни о каком «Новом Голливуде» еще не шло и речи. Но и в бурные годы ревизионизма, протеста и критики американской политики и образа жизни, исходящей от молодых и дерзких авторов, Люмет по-прежнему оставался слегка в стороне. Несмотря на то, что в 1970-е годы он снял одни из самых социально заряженных, острых и сатирических картин о современном ему обществе и медиа. Критики редко называют Люмета в числе больших авторов, отказывая ему в собственном узнаваемом стиле. Пожалуй, причина кроется в том, что он был кем угодно, только не формалистом или идеологом. Перед ним стояла конкретная задача — рассказывать историю — злободневную, провокационную и ставящую неудобные вопросы. Кинематограф Люмета это всегда спор, столкновение, дебаты, недаром большинство его фильмов так или иначе разворачивается в залах суда. Он ставил под сомнение общепризнанные понятия о справедливости, законе и правосудии, и изображал на экране героев, которые невписываются в систему, дают ей отпор, даже зная, что обязательно проиграют. Сам Люмет был из той же породы.

    «12 разгневанных мужчин» (1957)

    Экранизацию знаменитой пьесы Реджинальда Роуза, снятую Люметом в возрасте 33 лет, с легкостью можно назвать одним из самых впечатляющих дебютов в истории кино. «12 разгневанных мужчин» — квинтэссенция американского жанра «юридической драмы». За столом, где собрались двенадцать архетипичных присяжных, решается не просто судьба итальянского подростка, обвиненного в убийстве, но и судьба всей демократии и ее основ. По заветам Сократа, герои судорожно рождают в спорах истину, пытаются отыскать значение слова «справедливость». И картина дает надежду, что можно договориться, найти решение, руководствуясь законом. Одним из персонажей «12 разневанных мужчин» выступает камера оператора Бориса Кауфмана — родного брата советского авангардиста Дзиги Вертова. Применяя сложную технику освещения и крупного плана, Кауфман создает настоящую визуальную драматургию и напряжение, которых весьма непросто достичь в фильме, где все действие разворачивается в одной комнате.

    «Система безопасности» (1964)

    Безумная фантазия на тему «Холодной войны», по сюжету которой американцы случайно сбрасывают бомбу на Москву. Чтобы искупить свою вину и доказать, что произошедшее было чисто технической ошибкой, президент США собирается уничтожить Нью-Йорк. Забавно, что «Система безопасности» вышла в один год с кубриковской сатирой «Доктор Стрейнджлав». Однако Люмету не до шуток (здесь даже напрочь отсутствует музыкальное сопровождение), а за довольно наивным, в особенности по современным меркам, сюжетом, кроется триллер, во многом развивающий идеи «12 разгневанных мужчин». Кроме того же Генри Фонда в главной роли и напряженных крупных планов лиц героев, тематически «Система безопасности» вновь сталкивает систему и человека. Люмет здесь задается вопросом насколько силен человеческий фактор в потенциальной возможности конца света? И не подталкивает ли его к ошибке сама система, общество и царящая вокруг паранойя?

    «Холм» (1965)

    Эта военная драма примечательно уже тем, что в ней сыграл Шон Коннери в перерыве между съемками «бондиан» «Голдфингер» и «Шаровая молния» и сразу после хичкоковского «Марни». И нужно сказать, что в «Холме» артист сыграл одну из самых сильных и эмоциональных ролей в своей карьере. Ему досталась партия мужественного солдата, попавшего британский плен в годы Второй мировой войны. Лагерем управляет садист сержант, которому большое удовольствие доставляет заставлять пленников до изнеможения забираться на холм с мешками песка на хребте. По всей видимости, сержант любил древнегреческий миф о Сизифе. «Холм» также продолжает традиции «12 разгневанных мужчин»: герои непрестанно кричат, возмущаются и пытаются защитить свои права. Но есть лишь один закон в этом лагере — это психованный сержант. Люмет вновь находит интересное визуальное решение для своей истории. В «Холме» есть множество выразительных сцен военной и строевой подготовки солдат, которые много позднее, как будто, отзовутся в картине Клер Дени «Хорошая работа».

    «Серпико» (1973)

    В 1970-х было снято множество фильмов о полицейских, утративших ориентиры и ищущих своей справедливости, вспомнить хотя бы «Грязного Гарри» или «Французского связного». Основанный на реальной истории «Серпико» — комплексный и многослойный портрет метущегося копа, узнавшего, что практически все его коллеги замешены в гигантских коррумпированных схемах. Поскольку он хочет быть честным, как и его отец, Серпико не собирается сотрудничать с преступниками, а, наоборот, решает во что бы то ни стало разорвать порочный круг и добиться правды. По смыслу «Серпико» интересно сопоставить с снятым за год до него «Крестным отцом». Герои Пачино сталкиваются с обстоятельствами, которые ставят их перед сложнейшим выбором и подрывают основы их идеалов и принципов. Но оба выбирают разные пути. В фильмографии как Пачино, так и Люмета, «Серпико» часто остается в тени «Собачьего полдня». Однако актерский диапазон, который показывает здесь Пачино, открыл ему дорогу к самым разнообразным амплуа и жанрам в дальнейшем.

    «Убийство в восточном экспрессе» (1974)

    Люмет прекрасно себя чувствует в условиях камерного детектива, где напряжение создают, прежде всего, сюжет и персонажи. Его адаптация, пожалуй, самого известного романа Агаты Кристи, конечно, примечательна актерским составом, сплошь состоящим из великих. Смотря сегодня «Восточный экспресс» начинаешь ловить себя на мысли, насколько к лицу этому выдуманному, почти сказочному миру начала XX века все эти артисты, сами вышедшие из старых фильмов и принадлежащие чему-то утраченному навсегда: Лорен Бэколл, Жаклин Биссет, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв, Ингрид Бергман и, конечно, Альберт Финни в образе, возможно, лучшего Эркюля Пуаро в истории. Заслуги лично Люмета, казалось бы, здесь нет, но он сумел дать всем этим гигантам пространство и поле для импровизации и работы с характерами. И его «Восточный экспресс» и по сей день полон жизни, в отличие от пластмассового и гламурного зрелища, предложенного несколько лет назад Кеннетом Брана.

    «Собачий полдень» (1975)

    «Собачий полдень» начинается с одной из самых невероятных сцен ограбления банка. Один из бандитов прямо во время операции решает сложить оружие и пойти домой, другой роняет ствол на пол и не замечает, как служащие вызвали полицию, а третий грустно садится за стол, покорившись неизбежной судьбе — им всем конец. Аль Пачино и Джон Казале, вместе создавшие одни из лучших сцен в дилогии «Крестный отец», мастерски передают лихорадочность, страх и отчаяние своих героев, замкнутых в ситуации, из которой уже никак не выйти. Как и положено, Люмет разворачивает вокруг горе-грабителей социальный конфликт, вскрывающий глубокие раны общества: от расизма и гомофобии до полицейского произвола. И, в отличие от «Серпико» или «12 разгневанных мужчин», здесь Люмет категорически пессимистичен и констатирует жестокую разобщенность американского общества после «Уотергейта».

    «Телесеть» (1976)

    После «Собачьего полдня» Люмет пошел еще дальше в разоблачении общественных пороков. Однако «Телесеть» отличается от большинства его лент как тематически, так и формально. Нелегко даже сходу сказать: комедия это или хоррор? Сам Люмет много лет работал на телевидении и хорошо знал, как там все устроено. «Телесеть» рассказывает сатирическую историю о ведущем новостей, который из-за плохих рейтингов начал сходить с ума в прямом эфире. Руководство канала, увидев, что публике нравится смотреть «реалити-шоу», вместо актуальной повестки, решает не увольнять Билла. Однако вскоре политические и религиозные тирады Билла выходят из под контроля. В каком-то смысле, Билл, в исполнении Питера Финча, такая же жертва социума, как и герой «Собачьего полдня». Он также пытается докричаться до людей, сообщить о несправедливости и смерти идеалов, но его протест довольно быстро становится частью этой же системы — прибыльным шоу. Характерно, что от идеалистических фильмов о величии закона и демократии, Люмет к середине 1970-х переходит к таким фатальным лентам, как «Телесеть». Больше нет правды, истины и принципов — есть только деньги и зрелище.

    «Принц города» (1981)

    Десять лет спустя Люмет снимает своеобразный сиквел «Серпико», рассказывающий еще об одном полицейском оказавшемся заложником системы. Место действия — Нью-Йорк — и фабула практически не изменились (более того Люмет даже вновь приглашал Аль Пачино на главную роль, но тот отказался), однако «Принц города» на деле куда более сложный и неоднозначный фильм. Полицейский Чиелло (Трит Уильямс), чтобы вывести на чистую воду коррупционеров в своем участке, дает показания для ФБР. Однако вскоре он узнает, что его просто использовали, а его показания используют против него. В отличие от Серпико, Чиелло куда меньший идеалист и ему есть, что терять в борьбе против системы. Все кончается традиционным судебным разбирательством, которое примет не самый очевидный оборот. «Принц города» редко вспоминают в числе лучших работ Люмета, однако он уж точно один из самых недооцененных и неизвестных.

    «Вердикт» (1982)

    Здесь Люмет вновь возвращается в привычные стены зала суда, однако «Вердикт» — не типичная «судебная драма». Это в большей степени портрет седовласого адвоката-неудачника, в исполнении Пола Ньюмана, который регулярно прикладывается к бутылке и заваливает одно дело за другим. Однажды ему выпадает крохотное дело, с которым нужно быстренько справиться. Но вникнув в него, адвокат Гэлвин понимает, что все куда сложнее, а на кону огромный скандал, связанный с католической церковью. Прекрасный сценарий и диалоги, написанные Люметом вместе с Дэвидом Маметом («Неприкасаемые») делают «Вердикт» прекрасным образцом драмы-моралите «старой школы» приправленной классической историей «маленького человека». Помимо мощного Ньюмана, в небольшой роли появится красавица Шарлотта Рэмплинг, персонаж которой скрывает в рукаве несколько сюрпризов.

    «На холостом ходу» (1988)

    В конце 1980-х молодые актеры заполонили экраны. Свежей крови не хватало и ветерану Люмету. Тогда-то он и позвал Ривера Феникса возглавить свою драму «На холостом ходу». Привычные темы протеста и социальной разобщенности, присущие творчеству режиссера, в этот раз быстро сменяются конфликтом поколений. Герой Феникса много лет носит на себе груз наследия своих родителей, которые протестуя против войны во Вьетнаме однажды взорвали оружейный склад. Юноша, в духе 1980-х, хочет стать рок-музыкантом и оторваться от родителей и их устаревших идеалов. «На холостом ходу», пожалуй, самый ностальгический и трогательный фильм Люмета, в котором отразились печаль и разочарование его самого и его поколения. Но всё ли, за что они боролись оказалось тщетным? Ответы на эти вопрос и вложены в уста подростка в исполнении Феникса — дерзкого, рефлексирующего и требующего перемен.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В честь выхода в российский прокат классической военной драмы Майкла Чимино с Робертом де Ниро и Кристофером Уокеном, Кирилл Горячок рассказывает в чем кроется ее художественная сила.

    В честь юбилея знаменитой картины Сэма Пекинпы, Кирилл Горячок вспоминает за что ее полюбили Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе, Джон Ву и другие важные кинематографисты, а также, почему ее можно считать поворотным пунктом во всей истории голливудского кино.

    В честь 123-летия одного из главных режиссеров «золотой эпохи» американского кино, «Киномания» вспоминает лучшие его картины.

    другие Был бы повод

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.