НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    МИСТИКИ, СКЕПТИКИ И СЕКТАНТЫ: как работает «Полночь с дьяволом»

    ,

    В прокате идет мистический хоррор, объединяющий стилистику ретро, христианские мотивы и формат «найденных пленок». Дмитрий Соколов разбирает все нюансы одного из самых ярких жанровых хитов последнего времени.

    ФОРМАТ «НАЙДЕННЫХ ПЛЕНОК»

    Кадр из фильма "Полночь с дьяволом"

    Первое, что обращает на себя внимание в «Полночи с дьяволом» — выбранный режиссерами формат «найденных пленок». Хорроры такого типа (и родственные им псевдодокументалки) миновали пик популярности лет десять назад, и в данном случае речь идет не о попытке обновить подзабытый тренд, а о продуманном художественном решении, тесно связанном с сеттингом фильма.

    Разрабатывая концепцию «Полночи с дьяволом», Кэмерон и Колин Кернс отталкивались от своих детских воспоминаний о разного рода скандальных ток-шоу, которые заполняли ночной телеэфир в 1970-е и 1980-е годы. Тогда уже исчезла жесткая цензура на рискованный контент, а до появления YouTube и трэш-стримов было еще далеко, так что программы для полуночников зачастую выглядели аляповатым попурри из эксцентричных гостей, истеричных дискуссий и музыкальных номеров с налетом эротики.

    Эта чарующая, но жутковатая атмосфера «странного взрослого мира» (словами братьев Кернс) передана в «Полночи с дьяволом» именно за счет стилизации под ночное телешоу, причем сценарий четко соотносится с типичной для таких передач структурой. В начале зрителям представляют первого гостя — медиума Кристу (отдаленно похожего на модного в 1970-х ясновидящего Ури Геллера, сгибавшего ложки силой мысли). Затем на сцене появляется скептик-иллюзионист Кармайкл (явно списанный с Джеймса Рэнди, разоблачителя паранормальных явлений). И, наконец, гвоздь программы — появление парапсихолога Джун Митчелл вместе с ее подопечной Лилли (напоминающей о девочке Риган из «Изгоняющего дьявола»), одержимой злым духом.

    Роли в этой команде распределены в точном соответствии с главным правилом ток-шоу: каждый новый гость подогревает конфликт в студии, удерживая зрителей у экранов до финала. В то время как ведущий Джек Делрой выступает модератором, общий тон беседы задает высокомерный Кармайкл, умело провоцирующий Кристу и Джун на всплески эмоций. Накал страстей растет, перепалки идут плотным потоком, и кажется, гости вот-вот вцепятся друг другу в глотки — на американском ТВ вершиной такого стиля стало, кажется, «Шоу Джерри Спрингера», а в России что-то похожее выдавал Дмитрий Нагиев в «Окнах». В таком контексте стилистика «найденных пленок» отлично помогает погрузиться в атмосферу эмоциональных качелей, используя привычный многим людям формат телешоу. И даже черно-белые монтажные вставки «записей со студийных камер» во время рекламных пауз в «Полночи с дьяволом» — не оплошность режиссеров, а ловкий ход, позволяющий узнать побольше о главном герое.

    1970-Е КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

    Кадр из фильма "Полночь с дьяволом"

    Если формат «найденных пленок» помогает достичь эффекта погружения, то исторический сеттинг в «Полночи с дьяволом» придает правдоподобие сюжету. 1970-е были для Америки эпохой вялотекущего морального кризиса: поражение во Вьетнаме, экономический спад и Уотергейтский скандал привели к повсеместной тревоге за будущее. Блуждающий страх и усталый цинизм явственно ощущаются во многих знаковых фильмах того времени, от «Таксиста» через «Техасскую резню бензопилой» до «Заговора "Параллакс"».

    «Полночь с дьяволом» тщательно вписывает ночное шоу Джека Делроя в контекст тревожной эпохи. Кармайкл, например, говорит о резне в Эмитивилле (по мотивам которой вскоре снимут знаменитый хоррор, повлиявший на франшизу «Заклятие») и вспоминает про Эда и Элейн Уорренов — известных специалистов по паранормальным явлениям. А мельком упомянутое тайное общество «Роща», членом которого был Делрой, имеет под собой вполне реальный аналог. С начала ХХ века в Калифорнии существует клуб «Богемская роща», объединяющий людей из политической, деловой и культурной элиты (среди его членов — Генри Киссинджер, Арнольд Шварценеггер и Джек Лондон). Символом клуба является сова, и, как и его экранный прототип, «Богемская роща» окружена плотной завесой слухов, включая и подозрения в оккультных (если не сатанинских) ритуалах.

    Кстати, о сатанизме. Самая важная деталь в историческом бэкграунде — история секты дьяволопоклонников во главе с Шандором д’Або. Прототип этого персонажа — Антон Шандор Лавей, основатель «Церкви Сатаны», переживавшей взлет популярности в конце 1960-х–начале 1970-х. А осада штаб-квартиры сатанистов и их самосожжение отсылает к двум хорошо известным в США трагедиям, связанным с религиозными сектами. Первая из них — «Бойня в Уэйко», также известная как «Осада "Маунт Кармел"». Весной 1994 года члены апокалиптического культа «Ветвь Давидова» больше месяца держали оборону против отрядов ФБР на своем ранчо «Маунт Кармел» возле городка Уэйко в штате Техас. Осада завершилась кровавым штурмом, в ходе которого погибло больше 80 сектантов, а оставшиеся предстали перед судом.

    Второе событие — массовый суицид членов секты «Храм народов», организованный в ноябре 1978 года: тогда погибло свыше 900 человек, причем многим жертвам вводили яд насильно. Умело скомбинировав эти события, братья Кернс не только придают дополнительной достоверности показанной в фильме истории, но и увязывают ее с христианским подтекстом, пронизывающим весь сюжет.

    ХРИСТИАНСКИЙ ПОДТЕКСТ

    Кадр из фильма "Полночь с дьяволом"

    Если по форме «Полночь с дьяволом» представляет собой игру с форматом «найденных пленок», то по содержанию фильм братьев Кернс — религиозный хоррор, опирающийся на христианскую традицию. Сюжет строится как притча о нравственном падении человека, готового ради собственной славы пожертвовать любовью — и в итоге теряющего собственную душу.

    Легче всего продемонстрировать указанную логику, соотнеся динамику сценария с последовательным отказом Джека Делроя от важнейших христианских добродетелей — любви, веры и надежды. Еще в прологе подчеркивается, что Джек возвращается в эфир после смерти своей жены от рака. Потеряв музу и любовь всей своей жизни, Джек вслед за этим теряет веру в себя. В том же прологе говорится, что рейтинги программы Джека тем временем стабильно падают, несмотря на его попытки добавить новизны и скандальности в шоу. И, наконец, Джек, уставший гнаться за лидерами ночного эфира, теряет надежду на то, что он когда-нибудь избавится от клейма «вечного второго номера», всегда на шаг уступающего легендарному Джонни Карсону. А к финалу проясняются и связи Джека с таинственным клубом «Роща», члены которого пришли к Делрою на помощь, когда он был сломлен личной трагедией и больше всего нуждался в успехе… но, разумеется, столь серьезная поддержка обошлась ему очень дорого.

    Этот процесс нарастающего отчаяния отлично передается за счет тех самых черно-белых вставок, во время которых студийные камеры фиксируют разговоры Джека с коллегами. Вопреки жутким инцидентам на съемочной площадке и несмотря на предупреждения от друзей и гостей шоу, Джек упорно давит на доктора Митчелл, чтобы она провела сеанс связи с демоном в прямом эфире. Забыв обо всем, кроме погони за рейтингами, Джек тем самым приводит к гибели всех, кто ему дорог — но сам при этом остается жив. Такой поворот выглядит поистине дьявольской иронией: человек, рвавшийся к славе, действительно получил грандиозную известность, однако цена столь оглушительного успеха оказалась непомерно высока.

    В этом отношении картина братьев Кернс выглядит достойным наследником христианских хорроров, таких как «Изгоняющий дьявола», «Шесть демонов Эмили Роуз» или «Избави нас от лукавого». Вся система сценарных, сюжетных и стилистических акцентов, представленная в фильме, призвана с безжалостной наглядностью напомнить старую, но всегда актуальную мысль о том, что любая сделка с дьяволом заканчивается для человека не только жестоким обманом, но и утратой души.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В прокат выходит мистический ретро-хоррор, виртуозно обыгрывающий темы одержимости, семейных ценностей и жажды славы. Дмитрий Соколов рассказывает об одном из главных жанровых открытий 2023-го.

    Компания «Иноекино» выпустила в российский кинопрокат культовый хоррор Тоуба Хупера, 50 лет назад давший начало одной из самых длинных слэшер-франшиз в истории. Дмитрий Соколов рассказывает о корнях и влиянии фильма.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    другие Был бы повод

    10 июня исполнилось 60 лет Эндрю Никколу — режиссеру «Гаттаки» и «Оружейного барона», а также сценаристу «Шоу Трумана». Дмитрий Соколов разбирает сквозные темы работ мастера интеллектуальной фантастики.

    Компания «Иноекино» выпустила в российский кинопрокат культовый хоррор Тоуба Хупера, 50 лет назад давший начало одной из самых длинных слэшер-франшиз в истории. Дмитрий Соколов рассказывает о корнях и влиянии фильма.

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.