Живущая в Лос-Анджелесе семья с корейскими корнями узнает, что ее преследует дух разгневанного прадеда. Шаманка и ясновидящая Хва-рим (Ким Го-ын) вместе с экспертом по фэншуй извлекает гроб предка из могилы и проводит ритуал, призванный снять семейное проклятие. Но когда останки отправляют на кремацию, сотрудник морга, поверив слухам о спрятанных в гробу сокровищах, открывает его, высвободив злого духа. Теперь Хва-рим и ее команда должны как можно скорее спасти семью заказчика — в противном случае беспощадный призрак отправит на тот свет всех своих потомков.
Новый фильм Чана Джэ-хёна (автора мистических триллеров «Черные священники и «Сваха») уже побил несколько кассовых рекордов в Южной Корее, а также вызвал восторги критиков по всему миру. «Зов могилы» действительно впечатляет не только продуманным саспенсом и визуальным рядом, но и политико-историческим подтекстом. Сюжет об избавлении от семейного проклятия плавно превращается в историю о том, как наследие военного прошлого разрушает жизни в настоящем. При этом обе линии разворачиваются (но почти не переплетаются) режиссером в хорошо выверенном темпе, сочетая драму, хоррор и детектив.
Сценарий разбит на шесть глав, первые три из которых рассказывают о семье, преследуемой злым духом, а последующие показывают, как в этой истории открылось (в прямом смысле) двойное дно. Оба сюжета имеют настолько высокую плотность событий, что каждый легко можно было бы превратить в два отдельных фильма. Но за счет выверенного нарастания динамики эти — довольно разные по акцентам — истории воспринимаются органично в рамках единой композиции. В первых главах подробно обрисованы личные портреты каждого из четырех героев, а события развиваются неспешно. Начиная с четвертой главы темп ускоряется, а накал страстей стремительно нарастает вплоть до заключительной схватки с древним призраком. Так что внушительный хронометраж почти в два с половиной часа пролетает если не на одном дыхании, то уж точно без каких-то серьезных сбоев в ритме.
Использовав в качестве стартовой точки практики фэн-шуй и корейские легенды о квисинах (мстительных призраках), Чан Джэ-хён затем вплетает в сценарий элементы японского фольклора, умело обыгрывая не только богатый фольклор, но и сложные исторические связи двух стран. «Зов могилы» наполнен эффектными сценами ритуалов, погружающих в национальную мифологию. Под медитативный гром барабанов Хва-рим в пестром кимоно самозабвенно кружит в танце, окруженная тушами свиней на кольях. А вот она же посреди ночного леса притворяется сидящим на дереве духом, чтобы обмануть призрака, пока ее друзья лихорадочно ищут священный реликт в старой могиле.
Подобных эпизодов в фильме множество, и все они полны густейшего саспенса. Элегантная операторская работа Ли Мо-гэ (он снимал знаменитый триллер «Я видел дьявола») усиливает напряжение, превращая хоррор-сцены в динамичные полотна, полные мистических кошмаров. Призраки то еле заметно мелькают на заднем плане, то вселяются в тела, то принимают четкие физические формы, чтобы разорвать беззащитных животных на куски.
Но ярче всего оформлены появления самурая-демона. Зловещий гигант в массивных доспехах носит роскошный шлем с рогами, одним взмахом катаны превращает зверей и людей в кровавые ошметки, а от звуков его голоса по спине пробегает ледяной холодок. При этом чудовище почти никогда не показывают целиком, оставляя простор для игры воображения. Но и кроме главного монстра в «Зове могилы» немало впечатляющих саспенс-сцен. Чан Джэ-хён не гнушается традиционными скримерами, однако ставку делает на более изощренные подходы к нагнетанию страха. Один из эпизодов, например, выглядит оммажем к сцене с поворотом головы одержимой девочки из «Изгоняющего дьявола», а другой — смотрится как опасная шаманская игра с ассистентом Хва-рим, тело которого захватил злой дух.
При всем обилии саспенса и внимании к драме «Зов могилы» не лишен и социального комментария на весьма острую для корейцев тему. Речь идет о периоде японской оккупации начала ХХ века, а также об элитах, которые активно сотрудничали с колониальной администрацией и после Второй мировой получили ярлык «чхинильпха» (т. е. «прояпонцы», предавшие родину). Сценарий ловко увязывает историю отдельно взятой семьи с послевоенным разделением Кореи, заодно изображая японское наследие как незаживающую рану в национальной памяти. Примечательно, что столь провокационная тема преподнесена с редким чувством такта: главный злодей выведен ожившей тенью феодального прошлого, воином, зацикленным на вечной войне.
В общем, «Зов могилы» — столь же эффектный, сколь и комплексный мистический хоррор, позволяющий не только насладиться саспенсом и почувствовать драму, но и узнать больше о корейском фольклоре.