10 фильмов про страшные дома

10 фильмов про страшные дома
В прокате стартовал непримечательный ужастик «Дом напротив». По этому поводу Киномания собрала десятку не самых раскрученных фильмов про жилища, в которые лучше не заходить.

Режиссер Роберт Уайз, 1963

кадр из фильма
кадр из фильма
Один из первых выдающихся хорроров о доме с привидениями, ставший вдохновением для большинства фильмов этого жанра. Группа ученых и экстрасенсов исследует историю призрачного дома, где при странных обстоятельствах погибло множество людей. Роберт Уайз начинал карьеру режиссера на студии RKO, где под руководством продюсера Вэла Льютона (которому режиссер посвятил этот фильм) проникся новаторской для того времени концепцией «фильма ужасов без монстра». «Логово дьявола» следует этому принципу: сверхъестественные события показаны отстраненно, фильм акцентирует внимание на сознании одной из героинь и постепенно из традиционного ужастика превращается во фрейдистскую готическую драму. Во время съемок актриса Джули Харрис страдала от депрессии и избегала контакта с другими членами команды. Позже она признавалась, что, хотя это было ужасное для нее время, ей удалось привнести в роль что-то, что ей никогда бы не удалось сделать при иных обстоятельствах. В фильме также играет культовый актер Расс Тэмблин, известный по «Вестсайдской истории» (тоже снятой Вайзом) и «Твин Пиксу».
Режиссер Джон Хаф, 1973

кадр из фильма
кадр из фильма
Основанный на рассказе Ричарда Мэтисона «Адский дом», фильм повествует о группе ученых, отправившихся в особняк известного маньяка Беласко. Согласно легенде, тот заманивал туда своих жертв и жестоко с ними расправлялся. Стоит охотникам за привидениями расставить по дому свои приборы, как паранормальная активность резко возрастает. «Легенда адского дома» относится к тем временам, когда английский хоррор еще не открыл для себя кровь и насилие. И хотя в оригинальном рассказе Мэтисона присутствовали убийства и секс, фильм Джона Хаф от них избавился, ради создания таинственной атмосферы присутствия зла за каждым углом. Образ Беласко, по словам его создателя, был основан на известной фигуре оккультиста Алистера Кроули и многочисленных легендах вокруг него. Фильм интересен, прежде всего, своим английским колоритом, способен и сегодня приятно удивить отличными сценами нападения полтергейста. Несмотря на довольно нелепую, даже учитывая возраст картины, концовку, «Легенда» остается ярким представителем английской готики 70-х.

Режиссер Питер Медак, 1980

кадр из фильма
кадр из фильма
Композитор Джон Рассел после трагической гибели своей семьи желает найти уединение в старом поместье, пустующем больше 20 лет. Однако вместо спокойствия тот находит дух ребенка, желающего посвятить музыканта в некую тайну. Канадский хоррор «Перебежчик», прежде всего, — одна из лучших работ великого актера Джорджа К. Скотта, известного по «Доктору Стренджлаву» и «Паттону». Стареющий композитор расследует страшную загадку дома и, как это положено в классических хоррорах, находит разгадку в самом себе. Фильм основан на событиях, произошедших с писателем Расселом Хантером в Колорадо. Первоначально съемочная группа планировала снимать фильм в том самом доме, но недостаток средств вынудил их построить фасад готического особняка поверх современного дома в Ванкувере. «Перебежчик» часто называют одним из главных фильмов о призрачных домах, им также вдохновлялся Алехандро Аменабар во время съемок «Других», а Мартин Скорсезе называл фильм Медака одним из 11 самых страшных фильмов в истории.
Режиссер Тоуб Хупер, 1982

кадр из фильма
кадр из фильма
Вместо проклятого старого особняка в «Полтергейсте» Тоуба Хупера призраки находят пристанище в современном доме и атакуют милую американскую семью, не подозревающую, что их гнездышко стоит на оскверненном кладбище. «Полтергейст» подарил миру хорроров множество классических сцен, используемых до сих пор. Фильм вышел во времена расцвета домашнего видео, и неудивительно, что один из главных «злодеев» в нем — телевизор, засасывающий внутрь себя маленькую девочку. Хоррор поставлен по сценарию Стивена Спилберга, который, по его словам, тоже очень боялся клоунов в детстве. Картина удачно вписывается в фильмографию мастера, ведь как и «Челюсти» или «Инопланетянин», «Полтергейст», прежде всего, — история о столкновении цивилизации с иррациональными силами. И хотя фильм заметно постарел со временем и сегодня больше похож на детскую страшилку, его аутентичная атмосфера и куча знаменитых сцен смотрятся куда лучше современного ремейка 2015 года.
Режиссер Алехандро Аменабар, 2001

кадр из фильма
кадр из фильма
Пока муж на фронте, Грейс живет в загородном особняке с двумя детьми, у которых обнаруживается редкая болезнь, делающая их сильно восприимчивыми к дневному свету. Она просит слуг занавешивать окна плотными шторами, но кто-то или что-то вечно распахивает их. Невротичная мать готова на все, ради защиты своих детей, даже противостоять потусторонним силам. Вместе с «Шестым чувством» и «Ведьмой из Блэр» фильм Аменабара является ключевым для развития жанра ужасов конца 90-х. Несмотря на то, что «Другие», пожалуй, не самый оригинальный фильм о привидениях, множество запоминающихся и по-настоящему пугающих сцен делают его весьма значимым для своего поколения. Атмосферу фильму прибавляет место действия — тонущий в тумане английский особняк 40-х, а также прекрасная игра Николь Кидман в роли истеричной матери, постепенно открывающей правду о том, что происходит на самом деле. «Другие» — первый фильм на английском языке для испанца Аменабара. Во время съемок сцен с детьми режиссер нередко прибегал к грязному приему: в нужный ему момент на площадке резко включалась громкая музыка, чтобы напугать молодых актеров и ввести их в нужное состояние.
Режиссер Такаши Шимицу, 2002

кадр из фильма
кадр из фильма
После всемирного успеха фильма Хидео Наката «Звонок», японские хорроры фактически возглавили жанр ужасов. «Проклятие» только подтвердил этот статус. Режиссер Такаши Шимицу совместил стиль новой волны японских хорроров с традиционной историей о проклятом доме. Франшиза «Проклятие» насчитывает уже 6 фильмов, не считая нескольких спин-оффов, в числе которых «Проклятые: противостояние», где девочка из «Звонка» вступает в конфликт с духами дома Саеки. Но фильм 2002 года можно уверенно назвать лучшим из всех. Страшная семейка Саеки, вновь и вновь возвращающаяся из мертвых и терроризирующая простых смертных, стала популярной, прежде всего, за счет своей запоминающейся внешности. Пучеглазый мальчик Тоширо, выглядывающий из под каждого одеяла, и его жуткая мамаша, любящая лестницы, способны заставить поволноваться. Американский ремейк, последовавший спустя два года, досконально повторяет японский оригинал, но выглядит слишком искусственным.
Режиссеры Александр Бустийо и Жюльен Мори, 2011

кадр из фильма
кадр из фильма
Группа друзей узнает, что в доме престарелой балерины скрываются сокровища, и решают однажды ночью ворваться туда и тихонько ограбить старушку. Но попав в дом, они сталкиваются с шабашом ведьм и вампиров, которые с радостью затевают кровавую игру со своими гостями. «Мертвенно-бледный» — одна из жемчужин современного французского хоррора и является своего рода продолжением прошлого фильма Бустийо и Мори «Месть нерожденному». Полный кровавой резни и жестокости фильм, тем не менее, обладает волнующим антуражем, отсылающим к фильмам Дарио Ардженто и Гильермо дель Торо. Бустийо и Мори акцентируют внимание на развитии персонажей, углубляясь в их предыстории, которые позже отзовутся в жестоких вампирских расправах. В данный момент планируется съемка американского ремейка.
Режиссер Тай Уэст, 2012

кадр из фильма
кадр из фильма
Некогда престижный отель Yankee Pedlar Inn находится на грани закрытия из-за многочисленных слухов о пребывании в нем злых духов. Последние оставшиеся работники гостиницы Клэр и Люк решают убедиться в этом сами. Тай Уэст считается одним из лучших современных хоррор-режиссеров, многие работы которого обыгрывают классические каноны старых фильмов ужасов. Длинные планы коридоров гостиницы из «Тайн старого отеля» явно цитируют «Сияние» Кубрика, но тягучая атмосфера фильма уводит совсем в другую сторону. Гостиница Yankee Pedlar действительно одно время считалась населенной призраками, многие сцены были сняты в самых «странных» комнатах. Съемочная группа жила в этом отеле на протяжении работы над фильмом, и несколько человек рассказывали, что слышали странные звуки по ночам. Атмосфера потустороннего чувствуется в «Тайнах старого отеля»: режиссер отказался от всяких визуальных эффектов и изображений насилия. Подобно классическим хоррорам, фильм играет с нашим воображением и предлагает самому делать выводы о просиходящем.
Режиссер Майк Флэнеган, 2016

кадр из фильма
кадр из фильма
Глухонемая девушка Мэдди живет в уединенном доме посреди леса. Однажды в ее жилище проникает маньяк, присутствия которого она сперва не замечает. Садист пользуется беззащитностью девушки, но то не собирается сдаваться. В 2016 году Майк Флэнеган выпустил целых три хоррора, в числе которых «Сомния» и «Уиджи: проклятие доски дьявола». В отличие от них, «Тишина» — гораздо более скромное и искусно сделанное кино. Актриса Кейт Сигел вместе с режиссером, с которым состоит в браке, множество раз репетировала задуманную для фильма историю еще до написания сценария. По словам Сигел, это способствовало полному погружению в ситуацию. В «Тишине» практически нет диалогов, большую часть фильма героиня спасается от неизвестного маньяка. Минимализм фильма позволяет ему создать захватывающую атмосферу клаустрофобии и отчаяния, без лишней мистики и загадочности. Наравне с «Не дыши» Федерико Альвареса, «Тишина» открывает новые возможности для малобюджетных хорроров, исследующих игру с пространством.

Поделиться