Первый советский фильм-катастрофа рассказывает о неудавшемся теракте на борту самолета. Настоящая драма разыгрывается во втором салоне, когда пассажиры понимают, что весь экипаж заснул и самолет находится на автопилоте.
Режиссер Григорий Никулин собрал «на борту» звезд советского кино — в фильме снялись Владимир Честноков, Отар Коберидзе, Ефим Копелян. А роль американского морпеха исполнил Владимир Высоцкий, который в то время только начинал свою карьеру. Кстати, на съемках именно этого фильма Высоцкий познакомился со своей будущей женой Людмилой Абрамовой.
Фильм наглядно демонстрирует тот факт, что для властей значительно важнее, каких политических взглядов придерживается человек, а не то, что он предотвратил катастрофу.
В 1964 году Эллестон Тревор выпустил роман «Полет Феникса», а всего год спустя вышла его экранизация. Под руководством могучего режиссера Роберта Олдрича пятеро оскаровских лауреатов (Джеймс Стюарт, Ричард Аттенборо, Эрнест Боргнайн, Питер Финч и Джордж Кеннеди) рассказали историю о том, как выжить в авиакатастрофе, восстановить поврежденный самолет, а попутно отбиться от банды вооруженных мародеров.
Хотя фильм и провалился в прокате, он был отмечен двумя номинациями на премию «Оскар» (за мужскую роль второго плана и за монтаж), а со временем был оценен по достоинству и обрел культовый статус. Что касается Олдрича, то в глазах продюсеров он себя реабилитировал двумя годами позже, когда выпустил каноническую «Грязную дюжину».
В 2004 году вышел одноименный ремейк «Полета Феникса», главные роли в котором исполнили Деннис Куэйд и Джованни Рибизи — он тоже провалился в прокате, несмотря на очевидные художественные достоинства.
Основой для авиадрамы Джорджа Ситона и Генри Хэтэуэя стал производственный роман Артура Хейли, а на съемочной площадке собрались звезды первой величины: Берт Ланкастер, Дин Мартин, Жаклин Биссет, Джин Сиберг, Джордж Кеннеди.
Фильм стал настоящим хитом проката, собрав кассу в $100 млн, что в десять раз превысило производственный бюджет. Также лента получила десять номинаций на «Оскар», что удивило и даже возмутило исполнителя главной роли Берта Ланкастера. «Без понятия, почему фильм был номинирован. Это самый крупный хлам из всех когда-либо сделанных», — такова была реакция артиста. Впоследствии выяснилось, что Ланкастер согласился участвовать в съемках «Аэропорта», чтобы студия профинансировала несколько некоммерческих проектов, которые были ему интересны.
У экранизации есть три продолжения, однако это уже самостоятельные фильмы, не имеющие отношения к роману Хейли.
Фильм Александра Митты «Экипаж» (рабочее название — «Запас прочности») готовился как «наш ответ Чемберлену»: в СССР голливудские авиакатастрофы не демонстрировались.
Всю первую половину фильма режиссер посвятил обстоятельному (пожалуй, даже чересчур) рассказу о жизни своих героев на земле (там же присутствовала одна из первых постельных сцен в отечественном кино — с участием Леонида Филатова и Александры Яковлевой). И только во второй половине демонстрировалась собственно катастрофа — со взрывами, перегрузками, пожарами, обморожениями и прочими страстями.
«Экипаж» стал одним из лидеров проката — за год его посмотрело больше 71 миллиона зрителей.
В 2016 году вышел вольный ремейк «Экипажа», главные роли в котором исполнили Владимир Машков и Данила Козловский.
В Италии решили упаковать фильм-катастрофу в детективную обертку. Режиссер Руджеро Деодато рассказал историю о расследовании серии авиакатастроф неутомимым журналистом, которого сыграл Джеймс Франсискус. Помогает ему в этом деле очаровательная бортпроводница в исполнении Мимзи Фармер.
История саботажа на борту авиалайнеров так и не стала хитом у себя на родине, заняв лишь 96 строчку в списке самых кассовых фильмов года. Зато «Спасите "Конкорд"» стал одной из самых популярных зарубежных картин в советском прокате — его аудитория составила 24,1 млн зрителей.
Интересно, что год спустя Деодато выпустил один из самых скандальных фильмов в истории кино — «Ад каннибалов».
Слишком реалистичная и оттого малоприятная драма Фрэнка Маршалла воспроизводит события трагедии, произошедшей в Андах 13 октября 1972 года. Тогда в результате крушения самолета с уругвайской школьной регбийной командой на борту уцелели 33 человека, но в итоге выжили лишь 16.
Для придания фильму большей убедительности и постепенного погружения актеров в характеры своих героев Маршалл принял решение снимать его в хронологическом порядке — ход, к которому режиссеры прибегают редко.
Главную роль исполнил Итан Хоук, который этой лентой упрочил свои позиции в Голливуде (четырьмя годами ранее он громко заявил о себе, снявшись в «Обществе мертвых поэтов»). На роль, которую впоследствии получил Джош Хэмилтон, прослушивался в числе прочих и молодой Брэд Питт, но Маршалл счел его игру неубедительной.
Из-за того, что в фильме фигурирует табуированная тема каннибализма, в Голливуде отказывались переносить эту историю на экран больше десяти лет, хотя сценарий был готов еще в 1981-м. Зато в Мексике еще в 1976 году вышел фильм-шок «Выжившие в Андах», основанный на той же истории.
Рэй Лиотта и Брендан Глисон играют преступников, которых транспортируют из одного города в другой на самолете. Лорен Холли изображает бортпроводницу, которой нужно за несколько часов пройти экспресс-курс по управлению самолетом в условиях турбулентности, попутно отбиваясь от маньяка.
Хотя фильм и провалился в прокате, собрав всего $11,5 млн (при бюджете в $55 миллионов), он стал хитом продаж на VHS, что позволило запустить в производство франшизу: в 1999 году вышла вторая часть, а в 2001 — третья (обе — direct-to-video). Фильмы не связаны между собой сквозным сюжетом или героями, однако каждый из них рассказывает о драме, разыгравшейся на борту самолета в условиях турбулентности.
Впоследствии эпизод аварийной посадки самолета был включен в топ-10 лучших сцен крушения по версии WatchMojo.
Задорное кино объединяет в себе триллер и комедию, мафию и авиацию, Сэмюэла Л. Джексона и змей. Кстати, Джексон согласился участвовать в фильме, только услышав его название — этого оказалось достаточно. Более того, когда зашла речь о смене названия на менее интригующее (Pacific Air Flight 121), актер пригрозил продюсерам уходом из проекта. При этом в контракте Джексона было прописано, что змей от него следует держать на расстоянии не менее 8 метров, и этот пункт на протяжении съемок тщательно соблюдался.
В фильме показано больше 450 змей разных видов, однако «живьем» снимались только неядовитые — все представители опасных видов были либо аниматрониками, либо цифровыми моделями. Одним из ползучих «актеров» стал семиметровый тигровый питон по кличке Китти.
Первым режиссером, который «горел» проектом, был Ронни Ю, однако продюсеры отказались с ним сотрудничать из-за творческих разногласий и солидных финансовых запросов постановщика. В результате фильм снял постановщик «Пункта назначения 2» Дэвид Р. Эллис.
Фильм канадца Сильвена Аршамбо о его соотечественнике, летчике Робере Пише, получившем всемирную известность после того, как 24 августа 2001 года он вместе со вторым пилотом Дирком де Ягером совершил самое долгое в истории реактивной авиации планирование (более 100 км) и посадил самолет с отказавшими двигателями на авиабазе Лажеш на Азорских островах. На борту было три сотни пассажиров.
«Пише...» рассказывает не только о популярности, свалившейся на пилота после этого подвига, но и об обратной ее стороне. Так, СМИ, начав копаться в биографии пилота, прознали о его проблемах с алкоголем и криминальном прошлом.
Биографический фильм получил две национальные кинопремии Genie и стал самой коммерчески успешной лентой в Канаде за 2010 год.
Фильм Роберта Земекиса с Дензелом Вашингтоном в главной роли в оригинале называется Flight (то есть «Рейс»), но в нашем прокате он по понятным причинам шел под названием «Экипаж». Картину критиковали за изображение пилотов в нелицеприятном виде (употребление наркотиков и алкоголя, причем даже во время полета), однако в обществе анонимных алкоголиков в Америке регулярно демонстрируются фрагменты из нее — в качестве иллюстрации последствий алкоголизма.
Отчасти основанный на реальной катастрофе, «Экипаж» стал кассовым хитом, собрав в прокате почти $162 миллионов (при бюджете в $31 млн) и получив две номинации на «Оскар» (мужская роль и оригинальный сценарий) и номинацию на «Золотой глобус» (лучшая мужская роль). Коммерческий успех фильма был особенно важен для вернувшегося в игровое кино Земекиса, три предыдущих картины которого — motion capture-анимация «Полярный экспресс», «Беовульф» и «Рождественская история» — выступили в прокате, мягко говоря, не слишком убедительно.
Реконструкция событий, произошедших 15 января 2009 года, когда командир экипажа рейса US Airways-1549 Чесли Салленбергер (в фильме его сыграл Том Хэнкс) принял решение сажать самолет... на воду. Впоследствии это назвали «чудом на Гудзоне». Картина Клинта Иствуда акцентирует внимание на стремлении крупных компаний не просто снять с себя ответственность и найти виноватого, но сделать козлом отпущения героя, спасшего десятки жизней.
Сам Чесли «Салли» Салленбергер активно участвовал в создании фильма. Он дал несколько подсказок авторам, чтобы все происходящее выглядело более естественным, а также провел несколько часов в компании Хэнкса, когда тот готовился к роли.
«Чудо на Гудзоне» собрало в мировом прокате $240,8 млн при $60-миллионном бюджете.
Бонус: «Кошмар на высоте 20 тысяч футов»
Эпизод пятого сезона классической «Сумеречной зоны» Рода Серлинга хотя и не является полнометражным фильмом, но тоже снискал большую популярность. Сюжет знаменитого фантаста Ричарда Мэтисона в 1963 визуализировал начинающий режиссер Ричард Доннер — будущий постановщик «Супермена» и «Смертельного оружия». Главную роль исполнил молодой Уильям Шатнер, которому до звездного часа — роли капитана Кирка — оставалось еще три года.
Герой истории — беспокойный пассажир, который всех вокруг пытается убедить, что на крыле самолета находится злобный гремлин, пытающийся повредить двигатель. Финал серии — типичный для «Сумеречной зоны».
Этот эпизод стал настолько популярным, что послужил основой для двух ремейков. В киноверсии 1983 года тот же сюжет экранизировал Джордж Миллер, а главную роль исполнил Джон Литгоу. В новой «Сумеречной зоне» образца 2019 года серия называлась уже «Кошмар на высоте 30 тысяч футов», среди авторов сценария был Джордан Пил, а нервного пассажира изобразил Адам Скотт.