- Действие выпущенного в ноябре 1999 года романа «В ловушке времени» начинается интригующе: в пустыне Аризоны обнаружили человека, говорящего на непонятном языке. В то же самое время археологическая группа, производящая раскопки во Франции, находит удивительные артефакты; археологов вызывают в суперзасекреченную штаб-квартиру межнациональной корпорации, где, как выясняется, проводят опыты с путешествиями во времени... Теперь им предстоит срочно отправиться в 1357 год, чтобы спасти своего коллегу, застрявшего посреди эпох.
И это только введение - основные события разворачиваются в XIV веке. Крайтон выбрал эту эпоху нарочно, потому что, по его словам, «если углубиться еще дальше, вряд ли удастся найти достоверную информацию о быте людей, живших в те времена. А мне хотелось ощущения подлинности. Я хотел, чтобы все было достоверно: и еда, и одежда, и особенности поведения». Очевидно, Крайтон высоко ценит свое новое творение. Так или иначе, по завершении работы над рукописью он немедленно нанял самого влиятельного агента в Голливуде Майкла Овитца, который взялся продать рукопись в Голливуд и через неделю после своего назначения разослал ее копии во все ведущие киностудии.
Увы - время для этого оказалось не слишком подходящим. В августе 1999 года в прокате с треском провалился «13-й воин», снятый по роману Крайтона. Да это бы полбеды. Но Крайтон засветился и как режиссер картины: первоначальная версия «13-го воина», снятая Джоном Мактирнаном, ему не понравилась, и он лично переделал ее на свой вкус, объявив на весь Голливуд, что снял фильм, представляющий собой философское переосмысление идей «Беовульфа». Следовательно, вся вина за провал лежала на нем одном. Одновременно на полке Disney застрял (и пылится до сих пор) предыдущий роман Крайтона «Корпус самолета» (Airframe), купленный за 10 миллионов долларов, но так и не раскрученный в кинопроект.
Поэтому Крайтону на этот раз пришлось довольствоваться малым: кинокомпания Paramount Pictures составила контракт, по которому знаменитый автор получает только проценты от сборов - 15% в пределах 15 миллионов долларов. А это означает: если фильм соберет в прокате 50 млн - Крайтон получит 7.5 млн, если 100 - 15, а на дальнейшие кассовые сборы его контракт не распространяется. Взамен Крайтон обязался написать первый вариант сценария и любезно самоустраниться, предоставив другим право решать, станет ли лента философским переосмыслением чего-либо или просто крутым кровавым боевиком. Тогда же был объявлен будущий режиссер - специалист по крутым боевикам Ричард Доннер. Проект намеревались запустить в производство в предельно короткие сроки.
И снова «увы» - «предельно короткие сроки» обернулись почти четырьмя годами работы. Первую версию сценария, написанную Крайтоном, переделал Джефф Магуайр («На линии огня»), версию Магуайра отдали переписывать Джорджу Нолфи, затем Фрэнку Каппелло... Роман Крайтона тянул не на двухчасовой фильм, а на десятичасовой мини-сериал: сюжет был многослойным, запутанным; действие развивалось, переплетаясь, и в XIV, и в XXI веках. В ходе многочисленных переработок несколько персонажей романа исчезли, сюжет значительно упростили, наукообразные объяснения Крайтона были почти полностью опущены... Автор, памятуя о провале «13-го воина», помалкивал.
Когда в конце 2000 года студия все-таки решила, что сценарий готов к запуску, на горизонте замаячила актерская забастовка. Ее, как известно, удалось избежать, но летнее время было упущено, и съемки пришлось отложить на целый год. (Действие значительной части фильма разворачивается в Средневековье. Доннер планировал снимать на натуре в Европе. Между тем натурные съемки - дело хлопотное, зависящее от погоды, продолжительности светового дня и т.д. Поэтому снимать на натуре лучше всего с мая по август, когда световой день длиннее всего.)
Конечно, можно было пойти по пути «Властелина Колец» и построить большую часть натуры на компьютере. Но Доннер принципиально отказался от использования спецэффектов, мотивируя это тем, что действие происходит не в сказочном мире, а в реальном XIV веке, поэтому ему хочется создать ощущение достоверности в кадре. Компьютерные спецэффекты было решено использовать только для увеличения размеров армии. В начале 2001 года Доннер отправился в Европу искать подходящую натуру. Он нашел несколько замечательных объектов во Франции, но студия отказалась отправить экспедицию в Европу и потребовала найти натуру поближе. Причины этого решения остались неизвестными, но поговаривали, что французы потребовали бешеных денег за предоставление исторических памятников в распоряжение Голливуда и что бюджет фильма ($80 млн) и без того растет с угрожающей быстротой. В случае отправки съемочной группы в Европу он перевалил бы за 100 миллионов долларов.
Из экономии стали снимать «по соседству» - в Канаде. Неподалеку от Монреаля построили средневековый замок и деревню. Из экономии же было решено не приглашать суперзвезд - самым дорогостоящим актером стал Пол Уокер, который милостиво соизволил сниматься «всего» за 3 миллиона долларов. Вокруг него собрали хороших характерных актеров, в основном из Англии и Австралии, которые не слишком много требовали за свою работу.