Рецензия на фильм Егора Баранова «Гоголь. Страшная месть»

Сергей Оболонков не без спойлеров рассказывает о заключительной части киносериала «Гоголь». Возможно, новому фильму недостает оригинальности, зато он берет зрелищностью.

Как помнят зрители двух предыдущих «Гоголей», начавший как писарь, но доросший до должности дознавателя Николай Васильевич (Александр Петров) погиб в результате стычки с Вием. Между тем главный антагонист, загадочный Темный Всадник, угробив очередную серию деревенских девушек, позарился на дворянку Елизавету Данишевскую (Таисия Вилкова). Поскольку Лиза испытывала романтический интерес к Гоголю, а тот отвечал ей тем же, главному герою, разумеется, придется воскреснуть — и не ему одному.

«Гоголь» — масштабный проект, затеянный продюсером Александром Цекало. Изначально это вроде как многочастный телефильм, который решили выпустить в широкий прокат тремя сериями. Позже, говорят, полную версию «Гоголя» покажут на ТВ-3 в виде телесериала, причем эпизодов будет в общей сложности восемь — то есть на два больше, чем в киноверсии (каждый из трех полнометражных фильмов разбит на две главы). Этой возней с форматами, наверно, и объясняется некоторая фрагментарность «Гоголя»; в фильмах отдельные сюжетные ветки кажутся обособленными, не имеющими тесной связи с основной сюжетной линией.

Для российского телевидения «Гоголь» — явление практически беспрецедентное: богатый сериал, снятый, с одной стороны, с юмором, с другой — с оглядкой на «Сонную лощину» Бертона и прочую туманную и красивую готику. На большом экране разглядеть огрехи в работе гримеров и CGI-специалистов, конечно, гораздо проще. «Страшная месть», впрочем, не дает аудитории заскучать и начать изучать детали. Поскольку это финальный фильм, в него постарались упихать как можно больше внезапных сюжетный поворотов и сюрпризов. Вам не просто сообщат, кем на самом деле является Темный Всадник, но и подробно расскажут, как этот персонаж дошел до такой жизни (интриг и измен в этой отдельно взятой истории ничуть не меньше, чем в двух предыдущих «Гоголях» вместе). Все заинтересованные узнают, какая тайна связана с появлением самого Николая Васильевича на свет; более того, на экране вновь появится следователь Яков Гуро (Олег Меньшиков), вроде как погибший в первой картине.

Кстати, именно из-за отсутствия Гуро вторая лента («Вий») показалась отдельным зрителям излишне серьезной. Чтобы разглядеть серьезность в любом из «Гоголей», нужно очень постараться, но придется признать, что возвращение персонажа Меньшикова (он увлеченно таращит глаза, строит рожи и в конечном счете оказывается не тем, кем представляется) действительно оживляет третий выпуск. Не то чтобы «Страшная месть» нуждается в таком оживлении: это самый укомплектованный фильм франшизы не только с точки зрения плоттвистов, но и в плане экшена. Сражения на мечах, народные бунты, девочка, управляющая воронами и соломенной куклой — чего тут только нет.

В общем, «Страшная месть» — вполне достойное завершение диковатого, но по крайней мере не стыдного сериала. Если раньше еще оставались вопросы, касающиеся решения выпустить все три фильма в прокат, к третьей картине стало ясно: «Гоголю» хватает зрелищности для того, чтобы привлечь аудиторию к большим экранам. Проблема только в том, что качественная (сравнительно) картинка абсолютно не оригинальна. Кино, снятое по мотивам произведений классика русской литературы, вышло похожим не только на «Сонную лощину», но и на множество других известных мистических хорроров и фэнтези-лент; Темный Всадник и вовсе заставляет вспомнить злодеев из компьютерных ролевых игр 20-летней давности. Ну, ничего, финал «Страшной мести» дает понять, что у авторов есть идеи для сиквела: Гоголь, видимо, войдет в Лигу русских писателей и будет сражаться со злом вместе с Пушкиным и Лермонтовым. Может, наследие сразу трех классиков позволит сгенерировать для продолжения свежие идеи и создать оригинальные образы.

Поделиться