Зимняя кость

Зимняя кость
В связи со стартом весеннего сериального сезона мы решили вспомнить премьеры, которыми уже успели нас порадовать (или огорчить) американские шоураннеры прошедшей зимой.

Создатель/сценарист — Джозеф Вайсберг Рухнувшие небеса»). В главных ролях: Кери Расселл, Мэттью Рис, Ноа Эммерих, Марго Мартиндейл


кадр из фильма
кадр из фильма
Вашингтон, 1981-й год. У Филлипа (Мэттью Рис) и Элизабет (Кери Расселл) Дженнингсов двое прекрасных детишек, уютный дом и маленькое, но гордое турагентство. Но спокойно супругам не живётся: они — агенты КГБ, которые на протяжении 15 лет изображают образцовую американскую ячейку общества. 80-е стартовали лихо: Америка планирует развёртывание ПРО, в Польше лютует «контрреволюционная» «Солидарность», на новоиспечённого президента Рейгана совершено покушение, а по соседству с Дженнингсами поселился агент ФБР Биман (Ноа Эммерих), как раз ведущий «русское дело». К тому же у Филлипа и Элизабет после 15 лет имитации семейной жизни вдруг обнаружилось взаимное нежное чувство: кажется, партия такой вариант развития событий не предусмотрела. 

Нам, по понятным причинам, смотреть «Американцев» должно быть веселее, чем собственно американцам, но вдумчивый Джо Вайсберг решил выступить в качестве кайфолома: клюква здесь, конечно же, есть, но её преступно мало. Что с того, что в резидентуре СВР висит плакат «Ты записался добровольцем?», а русские пословицы подвергаются любопытной редакции («терпенье — мать ученья»)? Одна надежда на героиню прекрасной Кери Расселл: она самозабвенно любит Родину и всегда готова спустить курок. Но Вайсбергу и компании пока что удаётся удивительным образом балансировать на грани, испытывая терпение патриотично настроенной аудитории: с одной стороны — отчего бы симпатичным русским не посочувствовать, с другой — симпатичные русские время от времени убивают чуть менее симпатичных, но всё же американских граждан. 


кадр из фильма
кадр из фильма
Отсидев за исключительное по дерзости ограбление 15 лет, самый крутой вор в Америке (Энтони Старр) выходит на волю и тут же направляется в захолустный городок Банши, где живёт подставной жизнью его подружка и подельница Эна (Ивана Миличевич). В первый же день на новом месте герой попадает в переделку, в которой погибает шериф, так и не добравшийся до места назначения. Воспользовавшись тем, что в лицо нового шефа полиции никто не знает, вор выдаёт себя за него. Отныне его зовут Лукас Худ, и он наведёт в Банши шороху, интригуя своими методами не только сослуживцев, но и местного царька Кая Проктора (великий Ульрих Томсен) — сбившегося с пути амиша и большого специалиста, буквально, по мясу. Украинская мафия прилагается. 

За криэйторами-новичками Троппером и Шиклером стоит могучая фигура Алана Болла (он здесь один из исполнительных продюсеров, но мы-то знаем) — обладателя «Оскара» за сценарий «Красоты по-американски» и создателя сериалов «Настоящая кровь» и «Клиент всегда мёртв». «Банши», не в последнюю (а то и в первую) очередь благодаря Боллу, — забористый pulp (вполне в духе Элмора Леонарда), в котором достаточно секса, крови, блюза и патентованного макулатурного простодушия, чтобы не замечать, что сценарий несётся в тартарары по ямам и ухабам. А поразительное внешнее сходство американского артиста Старра с российским режиссёром Хлебниковым придаёт сериалу дополнительное метафорическое измерение, заставляя всерьёз задуматься о влиянии «новой волны» на отечественный кинематограф, томящийся в стагнации. 

P.S. В каждый эпизод после финальных титров вклеена крошечная сцена. Отдельное удовольствие, не пропустите. 
 

кадр из фильма
кадр из фильма
Начало 80-х. Юная Кэрри Брэдшоу (АннаСофия Робб — авторы, по счастью, не зацикливались на внешнем сходстве с Сарой Джессикой Паркер) заканчивает школу и делает первые шаги в сексе, шоппинге и журналистике. Начало большого пути интригует не на шутку: Кэрри расписывает поллоковским дриппингом сумочку матери, используя лак для ногтей. 

Гламур тридцатилетней давности, оказывается, выглядит примерно так же, как и более-менее нынешний. Возможно, так оно и есть, но если уж речь идёт о реконструкции эпохи, то воспроизвести на экране тогдашние тачки и шмотки (и прочую пёструю атрибутику самой беззаботной декады века) под аккомпанемент хитов тех лет — способ слишком очевидный и простой. Впрочем, вряд ли Эми Харрис планировала превратить приквел «Секса в большом городе» в дотошное исследование масскульта 80-х и перегружать повествование нюансами вроде фирменной грустинки, свойственной лучшим комедиям Джона Хьюза. А за синти-поп в саундтреке — спасибо, конечно. 
 

Создатель/сценарист — Бо Уиллимон. В главных ролях: Кевин Спейси, Робин Райт, Кейт Мара, Майкл Келли


кадр из фильма
кадр из фильма
Конгрессмен-демократ Фрэнк Андервуд, обладающий шармом Кевина Спейси и по уши увязшей в благотворительности красавицей женой (Робин Райт), энергично расчищает будущему президенту путь-дорожку в Белый Дом. Фрэнк рассчитывает на благодарность в виде должности госсекретаря, но получает от новой власти утешительный шиш. Месть политика-социопата будет, само собой, страшна и изощрённа. 

$100-миллионный бюджет, Дэвид Финчер в кресле пилота и новая политика показа (сервис Netflix выложил в Сеть первый сезон целиком) обеспечили закономерный интерес к сериалу, который, как выяснилось, этого интереса не вполне заслуживает. Временами смотреть «Карточный домик» просто невыносимо: беспрестанно подмигивающий драматург Бо Уиллимон (см. «Мартовские иды») даёт понять, что знает об американской политике больше, чем говорит, а Дэвид Финчер зачем-то снова доказывает, что умеет снимать кино с говорящими головами (без саундтрека Трента Резнора и Аттикуса Росса выглядит это, впрочем, не слишком убедительно). Кулуарно-коридорную тоску время от времени развеивает Спейси, обращающийся к зрителю с экрана — в самом зачине он, например, добивает собачку, ставшую жертвой ДТП, и попутно информирует, что боль, мол, бывает конструктивной и деструктивной природы. То же, видимо, относится и к скуке, которую порождает «Карточный домик». С одной стороны, можно поразмыслить о созидательной прыти левацкого крыла Голливуда, неустанно добавляющего новые штрихи к образу разлагающейся и гниющей политической системы США. С другой — отдать должное разрушительному эффекту, который способно произвести занудство иных сценаристов, на голубом глазу выдаваемое за остроумие (кроме тех случаев, когда сценариста зовут Аарон Соркин, конечно). Да и зачем нам вообще «Карточный домик» — при наличии-то «Босса», например? 
 

кадр из фильма
кадр из фильма
Журналист Джефф Сефтон (Мэттью Дэвис) разыскивает непутёвого младшего брата, пропавшего при загадочных обстоятельствах, и выходит на фандом сериала «Культ», идущего в эфире CW и рассказывающего о секте харизматичного безумца Билли Гримма (Роберт Неппер). Фанаты «Культа» при этом то бесследно исчезают, то сводят счёты с жизнью, а Гримм, на манер Старшего Брата, пристально вглядывается в реальность с телеэкрана. Связь опасного «мыла» с реальным миром становится для Джеффа всё более очевидной, и он, заручившись поддержкой хорошенькой сотрудницы CW Скай (Джессика Лукас), решает идти до конца. 

А конец «Культа», похоже, близок. Рейтинги у сериала не ахти, и сама по себе задумка CW подшутить над собой (инициатива, безусловно, симпатичная, но наказуемая) обернулась тяжеловесным и сложносочинённым квазиреалити-шоу с постмодернистким душком. Двойной нарратив, скажем откровенно, не слишком оригинален (тему ещё в 1994-м закрыл «Кошмар на улице Вязов 7»), но у «Культа», если он просуществует хотя бы до конца первого сезона, есть все шансы превратиться в натуральный сериал-матрёшку. Поскольку актёры в «реальном» сюжетном пласте играют настолько паршиво, что не будет ничего удивительного, если эта линия окажется обманкой и вскроет существование третьего (теперь уж точно реального) повествовательного уровня. 
 

кадр из фильма
кадр из фильма
Жену (Ясинда Барретт) недотёпистого издателя журнала «Современный скептик» Хэнка Галлистона (Энтони Эдвардс) похищает преступник международного масштаба Винсент (Микаэл Нюквист), почему-то забыв прихватить принадлежащие ей антикварные часы (из-за них, собственно, весь сыр-бор). В часы упрятан бриллиант с выгравированной на нём картой, которая приведёт Галлистона и оперативницу ФБР Райли (Кармен Эйджого) для начала в Заполярье, а затем к розенкрейцеровскому толкованию Откровения и осознанию того, что светопреставление не за горами. 

Фашисты-оккультисты, розенкрейцеры и переселение апостольских душ: трудно поверить, что главный кулик на всём этом мистическом болоте (Дэн Браун, наверное, обзавидовался) — Пол Шойринг, создатель самого драйвового сериала нулевых. «Последний час» буксует уже на уровне идеи, но и воплощение тоже не подкачало: от полузабытого фронтмена «Скорой помощи» Эдвардса, истерящего в кадре как школьница, до невесть как угодившего сюда хорошего шведа Нюквиста, усердно изображающего исчадие ада. Зритель, которого нынче на мякине не проведешь, отреагировал мгновенно: трёх эпизодов хватило, чтобы на ABC поставили на всей этой конспирологической мути жирный крест (отнюдь не розенкрейцеровский). 


кадр из фильма
кадр из фильма
Маньяк-литературовед Джо Кэрролл (Джеймс Пьюрфой), свихнувшийся на текстах Эдгара Аллана По, даже из-за решётки умудряется водить за нос отставного агента ФБР Райана Харди (Кевин Бейкон), поймавшего его десять лет назад. За годы отсидки душегуб успел сформировать команду последователей (не путать с имитаторами), и те затеяли серию убийств, которую приходится расследовать отошедшему от дел федералу. Ситуация осложняется тем, что у Харди в активе (или в пассиве — это как посмотреть) роман с женой Кэрролла (Натали Зиа). 

«Последователи» завораживают прямо со старта: уже в пилоте убивают Мэгги Грейс (жертвенность этой прекрасной девушки — тема для отдельного разговора). На этом впечатляющем вбросе всё, однако, и заканчивается: сериал поступательно превращается в продукт просветительского толка, призванный бегло ознакомить аудиторию с творчеством автора «Ворона» и «Сердца-обличителя». Бедолага По жил тревожно, и после смерти нет ему покоя: в последние годы к образу великого алкоготика обращались как минимум трижды — Коппола-отец в исповедальном триллере «Между», Джеймс МакТиг в цирковом представлении «Ворон» и Евгений Валерьевич Гришковец в глумливой пьесе «По По». «Последователи» трактуют ЭАП на уровне школьного сочинения, да и ладно: стоит ли требовать большего от Кевина Уильямсона, всю жизнь препарировавшего ранимые души тинейджеров? Единственное, что всерьёз раздражает, это очевидный мискаст: Пьюрфой старательно выжимает из себя харизматика лектеровского пошиба, а Бейкон тем временем лицедействует с плохо скрываемой ленцой. Поменять бы их местами.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
Статьи
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
В международном прокате идет сиквел «Гладиатора» от Ридли Скотта, недавнее «Заклятие Мегалополиса» Фрэнсиса Форда Копполы пестрит отсылками к эпохе Римской Империи, а в декабре на экраны выходит «Возвращение» - экранизация античного эпоса, снятая Уберто Пазолини. Дмитрий Соколов вспоминает, как изображалась и осмыслялась античность в голливудском кинематографе – от расцвета библейских фильмов в 1950-е до помпезных блокбастеров в 2000-е.
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Рецензии
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
Рецензии
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?
Статьи
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?