Второй сезон «Сорвиголовы»: закат справедливости

Netflix представил второй сезон мрачного комикса «Сорвиголова» из нового телефилиала киновселенной Marvel. Мэтт Мердок продолжают нести тяжкое бремя вершителя правосудия в окружении старых знакомых и новых (супер)героев — Фрэнка «Карателя» Касла и Электры Начиос.

Крах теневой империи Уилсона Фиска (см. первый сезон) обернулся новыми испытаниями для бедного нью-йоркского района Адская кухня. Упрятав Фиска за решетку и разогнав китайцев, русских и якудзу, «народный мститель» Сорвиголова нарушил криминальный баланс. Грядет новый передел. Загнанные Фиском в подполье бандформирования готовы заполнить образовавшийся вакуум, но кто-то таинственный и очень жестокий не дает поднять им голову. Потери несут все: байкеры, мексиканцы, ирландцы. Последние намерены вернуть свое господство, но получают кровавую баня на пятнадцать трупов во время сходки. Единственный выживший лепечет об атаковавшей их армии и просит защиту у конторы «Нельсон и Мердок».

Пока Фогги (Элден Хенсон) и Карен (Дебора Энн Уолл) отбиваются от окружного прокурора (Мишель Херд), настаивающей на передачи дела ирландца в ее ведомство, Мэтт (Чарли Кокс) в его «ночной» ипостаси в жесткой форме знакомится с Фрэнком «Карателем» Каслом (Джон Бернтал). Экс-спецназовец слетел с катушек после убийства его семьи и теперь вершит правосудие методами, чуждыми не только официальной власти, но и слепому супергерою. Когда первый раунд противостояния с Карателем завершен, в жизни Мэтта появляется его бывшая — Электра Начиос (Элоди Юнг). Девушка просит Мэтта помочь разобраться с темными делами, которые творятся в корпорации ее покойного отца.
кадр из фильма

кадр из фильма
Год назад Netflix заложил крепкий фундамент в новый телевизионный филиал киновселенной Marvel. Начальство комикс-гиганта выделило сервису Netflix отдельный угол, доверив четырех своих супергероев: слепого юриста Мэтта «Сорвиголову» Мердока, частного детектива Джессику Джонс, преступника Люка Кейджа и молодого миллиардера Дэнни Рэнда по прозвищу Железный кулак.

Строительство началось с «Сорвиголовы». Первый сезон довольно неожиданно выбился в лучшие новые шоу прошлого года, осчастливив не только фанбазу супергероя, но и поклонников серьезных «кабельных» драм. Сезон номер два несет хорошие новости и тем и другим. «Марвеловской» секте следует знать, что у «Сорвиголовы» все еще лучшие драки на сегодняшнем ТВ, а пара новых (супер)героев, Каратель и Электра, блестяще влилась в телевселенную. Те же, кто видит в «Сорвиголове» городскую историю, которую в параллельном измерении мог бы писать Дэвид Саймон, получили еще десять часов грязных улиц и затягивающих диалогов и моральных дилемм, достойных высокой драмы. Плюс фавориты первого сезона для всех — могучий Винсент Д’Онофрио, ветеран Скотт Гленн, переживающий благодаря сериалам очередную молодость, и Розарио Доусон в качестве пока главной скрепы телевселенной.

После первого сезона в сериале сменилась власть. Шоураннер Стивен С. ДеНайт, виртуозно продолживший дело создателя сериала Дрю Годдара (сценарист «Хижину в лесу», «Монстро» и «Марсианина» вернулся в мир большого кино после разработки общей концепции и написания двух первых серий «Сорвиголовы»), покинул проект, передав бразды правления Марко Рамиресу и Дагласу Петри из сценарной команды первого сезона.
кадр из фильма
кадр из фильма
Новые шоураннеры получили идеально работающий механизм, но вместе с ним и завышенные ожидания поклонников первого сезона. К чести Петри и Рамиреса они не просто «держат планку», воспроизводя первый сезон. «Сорвиголова» окончательно превратился в мрачный нуар и ушел на новую — не только для себя, но и для всего супергероического жанра — глубину. Петри и Рамирес совершают едва ли не прорыв в поджанре реалистичного комикса. Начатый, безусловно, Годдаром и ДеНайтом под чутким, не забываем, руководством Marvel Studios.

Добавлен один критически важный ингредиент. «Очеловечивание» комикса — это не только реалистичный борец со злом из плоти и крови, уязвимый just a man, но и «заземление» его противников. Они тоже люди — ошибающиеся или исчадия ада, но смертные. Вершитель их судеб официально признается не только преступником (эта повестка регулярна поднимается и в самом «мейнстримном» изводе жанра), но грешником, что до максимума утяжеляет супергероический моральный долг.

В голливудских комикс-киновселенных супергерои не убивают людей. Они сражаются со злом и такими же как они злодеями с приставкой супер. Можно сколько угодно стирать с резидентов блокбастеров лоск и улыбки, прорезать их лица глубокими морщинами и присыпать пылью, но пока зло не выведена из категории мифа в реальность, а противники не будут живыми, ждать этого же от героев не приходится.
кадр из фильма
кадр из фильма
В этой трансформации появляется дополнительный психологический слой, по сути, самый важный во втором сезоне «Сорвиголовы». Вся его тяжесть прописана в синергии католика Мердока и отчаянного (и отчаявшегося) Фрэнка Касла. Образ Карателя — главная удача сезона. Джон Бернтал создает мощный трагический образ надломленного ветерана, которому было бы тесно в самой лютой драме про посттравматический синдром. Авторы тащат Бернтала по сугубо «мужским» жанрам — от «Жажды смерти» к судебной драме в духе Сидни Люмета и дальше к драме тюремной.

Делается это очень сочно. Так, что появляющаяся в условном втором акте сезона Электра поначалу кажется слишком легковесной и гламурной. Впрочем, совсем скоро «оживает» и этот персонаж. Именно от нее тянется дорожка к главному злу сезона и возникает напряжение на личном фронте, накрывающее не только Сорвиголову, но и умницу-секретаршу Карен Пейдж (по воле сценаристов Дебора Энн Уолл и ее героиня во втором сезоне просто расцветают). Горькая романтика бьет рикошетом даже по ушедшему на второй план Карателю.

Разумеется, не обошлось и без неминуемого «дегтя». Тринадцатисерийный формат — очень длинная дистанция для «горизонтального» шоу. Серии с двузначной нумерацией явно уступают первой половине сезона в глубине и психологизме. В заочном поединке Карателя и Электры победа остается за бедолагой-мстителем, а Джон Бернтал кладет на лопатки французскую красавицу Элоди Юнг. На Бернтала и его Карателя можно истратить много эпитетов — он это заслужил. Но есть у второго сезона «Сорвиголовы» еще один джокер. Винсент Д’Онофрио «крадет» все сцены со своим участием. И не важно, кто в кадре — Чарли Кокс или Джон Бернтал.

Поделиться