Сотни лет назад Северная Америка была опустошена ядерной войной, и лишь немногим счастливчикам удалось скрыться в Убежищах — высокотехнологичных бункерах, оснащенных всем необходимым для жизни на поколения вперед. После того как на Убежище 33 нападают головорезы, захватившие в плен лидера бункера, его дочь Люси Макнил (Элла Пернелл) впервые в жизни отправляется на поверхность, чтобы найти отца. Впереди ее ждет долгое и опасное путешествие через постапокалиптическую Калифорнию, где хозяйничают всевозможные мутанты, бандиты и войска религиозного Братства Стали.
Хотя планы адаптировать культовую серию видеоигр возникли еще в конце 2000-х, до стадии съемок проект дошел только в 2020-м, когда разработчики франшизы заручились поддержкой Джонатана Нолана, давнего фаната серии. Создателями и шоураннерами сериала стали Грэм Вагнер («Силиконовая долина») и Женева Робертсон-Дуорет (сценаристка «Лары Крофт» и «Капитана Марвел»), в то время как Нолан срежиссировал первые три эпизода сезона. Надо сказать, что фанатская верность духу франшизы чувствуется в сериале, а высокие оценки зарубежных критиков вполне оправданны. «Фоллаут» выглядит дорогой, яркой и стильной экранизацией одной из самых влиятельных видеоигровых франшиз в истории.
Сюжет здесь полностью оригинальный, хотя сценарий пестрит отсылками к событиям из игр. Такое решение авторов проекта стратегически верно: франшиза Fallout славится прежде всего не извилистыми интригами или захватывающими сражениями (хотя этого в ней хватает), а масштабным и проработанным сеттингом постапокалиптической Америки, в которой соперничают экзотические общины и разумные расы. Паладины с пулеметами, гигантские насекомые, заживо гниющие мутанты, религиозные культы и одичавшие кочевники населяют обширные выжженные Пустоши, по которым скитаются главные герои.
Столь пестрый и опасный мир дает широчайший простор для сюжетов об освоении постапокалиптического фронтира. И авторы сериала использовали его на редкость грамотно, учитывая, что в этом океане историй было легко потонуть. Центральная сюжетная линия связана с поисками Люси своего отца Хэнка (Кайл Маклоклен), однако по ходу странствий девушка встретится с Максимусом (Аарон Мотен), послушником Братства Стали, и с одиноким стрелком-мутантом Купером (Уолтон Гоггинс). Помимо тройки основных персонажей, в сезоне хватает колоритных эпизодических героев, но чаще впечатляют даже не действующие лица, а разнообразие локаций и выверенная эстетика, сочетающая визуальный стиль 1960-х с хай-теком 2070-х.
Поклонники франшизы опознают многие отсылки (например, автоматы с «Ядер-Колой» и плакаты с Пип-Боем), однако видеоряд не сводится к обильному фансервису. За восемь серий первого сезона нам покажут тренировочный лагерь Братства Стали, отсеки Убежища 33, штаб-квартиру Новой Калифорнийской Республики, руины Лос-Анджелеса и много других достопримечательностей, памятных по играм. Верность стилю франшизы сохраняется во всем, начиная от дизайна силовой брони Братства Стали и заканчивая зеленоватыми экранами ретро-компьютеров, за которыми работают герои.
Что не менее важно, в сериале сохранена ироничная интонация первоисточника. Хотя герои по большей части серьезны, «Фоллаут» пронизан слегка наивной атмосферой фантастики 1950-х, в которой даже ядерная катастрофа выглядит не как гибель цивилизации, но как вызов технологическому гению человечества, способному сохранить потенциал к возрождению в любых условиях.
Общий размах постановки дает о себе знать и в боевых сценах. Экшен в «Фоллауте» снят с явной (пусть и не всегда успешной) претензией на стиль. Чего стоит хотя бы резня в Убежище 33 из первой серии или штурм Братством Стали обсерватории в Гриффит-Парке из финального эпизода. Армада вертолетов закрывает небо, воины в тяжелой броне с пулеметами наперевес поливают огнем врагов, превращая их в кровавое месиво — смотрится внушительно. Правда, экшена на восемь серий не так уж много, однако недостаток драк и перестрелок легко компенсируется шикарным сеттингом и динамикой.
Из недочетов стоит отметить разве что слабую проработку второстепенных персонажей и сюжетный поворот с первопричиной ядерной войны (раскрытый в последнем эпизоде), явно нарушающий канон франшизы. Хотя логика инициаторов конфликта раскрывается достаточно подробно, вся сцена выглядит дежурной критикой алчных капиталистов, а не леденящим душу примером корпоративного социал-дарвинизма. Но общего впечатления эти шероховатости не портят. «Фоллаут» достойно переносит в формат сериала гигантский постъядерный мир, наполняя его разнообразной и красивой жизнью.