Рецензия на фильм «Земное ядро»

За простым преподавателем Чикагского Университета доктором Джошуа Кейесом, и его старинным французским другом-учёным Сержем Левеком, неожиданно приходят агенты ФБР. Они сопровождают их, по просьбе обеспокоенных военных, для осмотра тел десятков умерших в одну и ту же секунду людей в Бостоне. Была ли это спланированная террористическая акция, или некая случайность? Кейес и Левек приходят к выводу, что все умершие обладали кардиостимулятором и скончались из-за нарушения электромагнитного поля. Подобные происшествия всё чаще и чаще регистрируются по всему миру. Команда Кейеса проводит их анализ и делает опустошающие выводы - проблемы с магнитным полем Земли возникли из-за остановки вращения ядра нашей планеты, которое его и генерировало. В самом ближайшем будущем это повлечёт отключение всей электроники, невиданные катастрофы, разрушение озонового слоя и ничто уже не убережёт человечество от солнечного ультрафиолета. Кейес показывает свои материалы тщеславному профессору Конраду Зимски. Тот не верит своим глазам, но соглашается с выводами младшего коллеги. Землю надо спасать. Американское правительство готово выделить на цель миссии любые средства и Зимски отправляется к своему давнему партнёру доктору Эду Браззлтону, отшельничающему в соляной пустыне штата Юта. Некогда Зимски без спроса запатентовал его изобретение на своё имя, и с тех пор между ними возникла стена. Но не время сводить счёты. Браззлтон последние десятки лет доводил до ума свой проект экспериментальной лазерной установки, способной бурить любые породы. Осталось построить специальный челнок, который доставил бы команду терранавтов к земному ядру, состоящему из твёрдого железа и никеля температурой в 4500 градусов, окружённому расплавленной внешней частью и мантией. Там они провели бы серию направленных ядерных взрывов, которые в теории и завели бы вновь мотор планеты...

ГЛУБОКО КОПНУЛИ
Скептицизм, надо полагать, самый верный спутник зрителя научно-фантастического кино. Ведь сам союз науки и фантастики возможен лишь потому, что авторы хотят придать максимум правдоподобности своим фантазиям о далёком космосе, паранормальных явлениях и т.п. Когда же рациональные материи себя исчерпывают, приходит черёд исключительного художественного домысла. Потому и страдают от недоверия и иронии фильмы фантастического жанра, чьё действие разворачивается не в прошлом или будущем, а в наши дни - мы знаем порог сегодняшних знаний, однако для плотной закрутки сюжета его зачастую не хватает. Что тут говорить, если сценарий "Земного ядра" переписывался новичком Купером Лэйном и Джоном Роджерсом (благо, имеющим степень по физике) 9 раз! Не сумев, однако, свести на нет все научные несуразицы, они свели к минимуму собственно фантастическое, позволив выйти на первый план катастрофе. Но что импонирует в фильме Джона Эмиела, так это редкое обращение к планете нашей с точки зрения первейшей глобальной опасности. От неё она исходит, а не от какого-нибудь астероида. У каждого из нас она под ногами - и она же первая, кого мы сознательно не бережём. Над полюсами давно уже наблюдаются расширяющиеся озоновые дыры. Так что "Земное ядро" - большой подарок движению "Гринпис".

Настоящий же симбиоз науки и фантастики был бы возможен, обратись авторы за концепцией не к классическому "Путешествию к центру Земли" Жюля Верна, а к забытой всеми повести Артура Конан-Дойла "Когда Земля вскрикнула", где гордость британской литературы предположил, что Земля - живой организм со своим кровообращением, органами дыхания и нервной системой. Своеобразный лемовский Солярис, только никуда лететь не нужно. Однако, для мейнстрима это, наверное, слишком глубоко. Лучше разрабатывать давным-давно лежащее на поверхности. Кстати, ставить ленту изначально должен был Питер Хайамс, за плечами которого такие работы, как "Козерог 1", "Чужая земля" и "2010". Целый год он угробил на "Земное ядро", но в итоге его неожиданно перепоручили Джону Эмиелу, чьё имя прежде всего ассоциируется с ремейком исторической мелодрамы "Соммерсби", комедией "Человек, который слишком мало знал" или авантюрным приключением в "Западне". Но в этом есть свой плюс - Хаймс наверняка сосредоточился бы на событиях в период движения к ядру подземного челнока, похожего на червя размером с самолёт, на рассекании железа и никеля в мантии, на спецэффектах. Но оригинальности тут не видели уже так давно, что отдаваться этому было бы просто дохлым номером. Тогда как Эмиел хорош во всём, за исключением именно эпизодов под Землёй - тут всё насквозь модельно и можно спорить на хорошие деньги, какой персонаж когда погибнет и кто останется в живых (в сущности, Голливуд в эту игру с нами и играет). Он выдерживает процент напряжения, тайны, юмора, и в целом, как сказано абзацем выше, достойно оформил идеологию фильма, достучался до понимания настоящей макро-угрозы.

Как и в предыдущей тематической картине студии Paramount "Столкновение с бездной", специалисты по кастингу задействовали не кассовых звёзд, а драматических актёров. Аарон Экхарт из забавных творений независимого режиссёра Нила ЛаБьюта (заметили его, к сожалению, не по ним, а по роли приятеля Джулии Робертс в "Эрин Брокович"); Хилари Суонк, получившая "Оскар" за роль в также независимой ленте "Парни не плачут"; француз Чеки Карио, по началу собиравшийся играть не Сержа Левека, а русского учёного Сергея Путешина; наконец, Стэнли Туччи, невообразимо похожий на молодого Максимилиана Шелла; и просто отдушина - молодой Ди-Джей Куоллс в роли хакера по имени Крыс. Возвращаясь к Эмиелу, отдельного упоминания заслуживает сцена с дезориентацией голубей на Трафальгарской площади - она готова поспорить с лучшими моментами из хичкоковских "Птиц". Удача и в названии корабля "Верлигий", пилотируемого самой молодой астронавткой Ребеккой Чайлдс, до этого с успехом посадившей аварийный космический шаттл (из-за параллелей с гибелью "Колумбии" 1-го февраля 2003-го года думали отложить премьеру). Именем древнеримского поэта в бессмертной "Божественной комедии" Данте именовал своего проводника по Аду и Чистилищу. Вергилий был свидетелем падения Римской империи, но одноимённому кораблю, по счастью, не пришлось становиться очевидцем гибели Земли. Намёк ясен и понятен - крути педали, пока не отобрали.
 

Поделиться