Рецензия на фильм «Я — КАПИТАН»

В прокат выходит драма Маттео Гарроне, получившая в Венеции приз за режиссуру и премию Марчелло Мастроянни. О новой работе постановщика «Гоморры» и «Страшных сказок» рассказывает Кирилл Горячок.

Сейду (Сейду Сарр) и его двоюродный брат Мусса (Мустафа Фолл) мечтают уехать из родного нищего города в Сенегале. Полгода они тайком от родителей подрабатывали на стройках, чтобы скопить денег и попытаться доплыть до Италии. Однажды утром братья отправились в путь полные надежд, что уже скоро смогут записать свой музыкальный альбом и будут раздавать автографы белым людям. Но дорога к мечте обернулась кромешным адом, из которого Сейду и Мусса выйдут совсем другими людьми.

Фильм итальянца Маттео Гарроне «Я — капитан», получивший «Серебряного льва» в Венеции и номинированный на «Оскар» в категории «Лучший международный фильм», основан на реальных историях африканцев, проделавших немыслимый путь через пустыню и море, чтобы добраться до берегов итальянской Лампедузы. Тема экстремальной эмиграции из Африки давно волнует европейский кинематограф, достаточно вспомнить вдумчивую документальную работу «Море в огне» Джанфранко Рози. Нетрудно понять, почему она взволновала и Гарроне.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Во многом «Я — капитан» — возвращение режиссера к истокам, к реалистическому стилю его лучшего фильма «Гоморра»: те же неблагополучные подростки из нищих районов, вынужденные рисковать всем, чтобы добиться чего-то в жизни. Впрочем, от сказочных картин Гарроне, «Страшные сказки» и «Пиноккио», в «Я — капитан» тоже осталось немало: за главным героем Сейду приглядывают африканские духи, а во снах он видит, как летают по воздуху люди.

Сюжет «Я — капитан» представляет собой довольно типичный «путь героя». Приключения двух подростков начинаются в душном сенегальском предместье, в доме, где вся их семья ночует вповалку на грязном полу. Гарроне не рисует мир нищих африканцев таким уж чудовищным, но, наоборот, показывает, что ребята вполне могли бы жить там, со своей семьей, занимаясь обычными домашними делами. Толчком для Сейду и Муссы становится мечта — они жаждут стать известными музыкантами, но в родном Сенегале их не ждет в дальнейшем ничего, кроме рутинной работы за гроши.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Покинув дом, братья оказываются во враждебном и жестоком мире, в котором их жизни уже ничего не стоят. Жаркая пустыня не щадит никого, но куда более страшными, чем природа, оказываются другие люди. Однако рядом с насилием и кровью в «Я — капитан» происходят и чудеса. Что-то все время ведет братьев, духи их предков помогают им пережить страшные испытания, не потерять друг друга и самих себя. Гарроне замечательно балансирует на грани между реалистичным изображением насилия и боли, через которые приходится проходить Сейду и Муссе, и ощущением сказочного приключения с вычурными персонажами в духе того же «Пиноккио». Фильму удается быть одновременно убедительным и в меру сентиментальным, чтобы вызвать у зрителя сочувствие к героям и понимание проблемы массовой африканской эмиграции в Европу.

Сильной стороной картины, несомненно, является актерская игра двух дебютантов, африканцев Сейду Сарра и Мустафы Фолла. Они до того органичны на экране, что порой кажется, будто актеры и не играют вовсе. Актерская премия Марчелло Мастроянни в Венеции была присуждена Сарра вполне обоснованно. Этим двум высоким чернокожим парням удается сгладить своей игрой все шероховатости фильма — следить за ними интересно в каждой сцене. «Я — капитан», безусловно, лучшая работа Маттео Гарроне со времен «Гоморры». История об эмиграции как акте героическом и жертвенном показана итальянцем с большой чуткостью, любопытством и сочувствием европейца к тем, кому выпало родиться в других, куда более суровых условиях.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
Статьи
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде
В международном прокате идет сиквел «Гладиатора» от Ридли Скотта, недавнее «Заклятие Мегалополиса» Фрэнсиса Форда Копполы пестрит отсылками к эпохе Римской Империи, а в декабре на экраны выходит «Возвращение» - экранизация античного эпоса, снятая Уберто Пазолини. Дмитрий Соколов вспоминает, как изображалась и осмыслялась античность в голливудском кинематографе – от расцвета библейских фильмов в 1950-е до помпезных блокбастеров в 2000-е.
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Рецензии
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
Рецензии
Школьные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?
Статьи
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?