Рецензия на фильм «Ветреная река» Тэйлора Шеридана

Сергей Оболонков остался доволен режиссерским «дебютом» сценариста «Любой ценой» и «Убийцы» Тэйлора Шеридана. Вероятно, «Ветреная река» получила приз за режиссуру в Каннах не просто так.

Тэйлор Шеридан начал карьеру в кинематографе как актер, но в районе сорока решил, что пора уйти из кадра. Переквалифицировавшись в сценариста, он поработал над лентами «Убийца» и «Любой ценой» (последняя выдвигалась на «Оскар» в номинации «Лучший оригинальный сценарий»). Более того, несколько лет назад Тейлор дебютировал в режиссуре, сняв хоррор поджанра torture porn «Гнусный». При этом новый триллер «Ветреная река» — пожалуй, первая в полном смысле авторская работа кинематографиста: Шеридан не только сам написал эту ленты, но и взялся за ее постановку.

Егерь Кори Ламберт (Джереми Реннер) вообще-то должен защищать жителей Вайоминга от четвероногих хищников, однако девушка, чье тело он находит в снегах, стала вовсе не жертвой пумы. Тем не менее, он соглашается принять участие в расследовании. Причин у Кори две: во-первых, агенту ФБР Джейн Баннер (Элизабет Олсен), прибывшей из более дружелюбных мест разбираться в ситуации, явно не хватает опыта, и она честно признается, что нуждается в помощи. Во-вторых, у самого Ламберта несколько лет назад при невыясненных обстоятельствах погибла дочь-подросток. Кори надеется, что, расследовав новое преступление, он если не забудет о прошлом, то хотя бы смирится с ним.

Хоррор «Гнусный» в фильмографии Шеридана появился не просто так — кое-какие навыки Тейлор на этом проекте отточил (хотя кинематографист, кажется, предпочел бы забыть эту ленту: он упрямо утверждает, что триллер с Реннером и Олсен — его режиссерский дебют). В «Ветреной реке» насилие выглядит реалистичным, близким и предельно отталкивающим. Фокус в том, что основное напряжение в данном случае создает не оно. Шеридан, сам бывший актер, заинтересован прежде всего в характерах — и старается выжать из них по максимуму. Поэтому лаконичные диалоги Джейн с местными жителями (в первую очередь — с индейцами) нагнетают атмосферу ничуть не слабее, чем довольно немногочисленные сцены с перестрелками. Дополнительный плюс: роль агента Баннер — одна из лучших работ в карьере актрисы Олсен (после участия Элизабет в блокбастерах вроде «Годзиллы» или марвеловских «Мстителей» предположить, что она способна воплотить на экране такую яркую героиню, было довольно сложно). Реннер тоже хорош в роли сдержанного и отстраненного егеря, персонажа, который вовсе не обязан вызывать однозначную симпатию.

У «Ветреной реки» есть, разумеется, и другие плюсы — скажем, запоминающийся жестокий финал или четкий социальный посыл. Но остановиться хочется на другом: для триллера о трупе, найденном в снегах, у Шеридана получилось на удивление поэтичное кино. В краю, где, по признанию местных, нет ничего, кроме снега и тишины, Тейлор умудрился обнаружить сдержанную печальную красоту. Правда, это заслуга не только лично Шеридана, но и авторов саундтрека — Ника Кейва и его коллеги по The Bad Seeds Уоррена Эллиса, записавших для фильма довольно монотонный, но атмосферный эмбиент-фолк.

Поделиться