Рецензия на фильм «ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ЖЕЛАНИЙ»

В прокат вышла новая картина режиссера франшизы «Безумный Макс» Джорджа Миллера. Впечатлениями делится Кирилл Горячок.

Профессор нарратологии Алитея (Тильда Суинтон) приезжает в Стамбул для участия в научной конференции. Она много лет занимается мифами и легендами, разбирает истории народов мира и находит между ними много сходств. Чудес не существует, считает ученая. Все это лишь выражение человеческих идей, страхов и домыслов. Вечером на турецкой барахолке Алитея находит древнюю лампу, которая привлекает ее внимание. В номере отеля она решает помыть артефакт, но в этот момент из него вылетает джинн (Идрис Эльба). Волшебный дух предлагает ошарашенному профессору исполнить три заветных желания. Но вот незадача — Алитея давно ни о чем не мечтает. Джинну нужно пробудить в новой хозяйке интерес к жизни, иначе он не выполнит своего предназначения и исчезнет.

В перерыве между четвертым «Безумным Максом» и его готовящимся приквелом «Фуриоса» австралиец Джордж Миллер неожиданно поставил маленькую картину о чопорной женщине, повстречавшей могущественного джинна. «Три тысячи лет желаний» режиссер написал вместе со своей дочерью Аугустой Гор на основе рассказа известной британской писательницы А. С. Байетт «Джинн в бутылке из стекла "соловьиный глаз"». Это история об историях, о том, как литература влияет на человеческую судьбу и какой терапевтический эффект может оказать нарратология, наука о вечных сюжетах.

Как ни странно, но между сказочными и вдумчивыми «Тремя тысячами лет желаний» и шумной «Дорогой ярости» можно отыскать одно сходство. Оба фильма в основе своей феминистские и рассказывают о долгом пути женщин к эмансипации и осознанности. Как могучей Фуриосе пришлось прокатиться по большой постапокалиптической пустыне, так и Алитее предстоит путешествие длинной в три тысячи лет по воспоминаниям джинна.

Дух рассказывает хозяйке о своих былых приключениях, о встречах с царицей Савской и султаном Сулейманом Великолепным. И хотя почти всю свою жизнь он был заточен в лампу из-за людского коварства, прислуживал он, волею судьбы, только женщинам. По ходу развития цивилизации женские желания менялись: от прозаичной мечты забеременеть от всемогущего султана до жажды знаний и свободы от мужского гнета. И вот наступил XXI век, в котором не осталось волшебства, и джинну повстречалась женщина, которая ничего не желает.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

«Три тысячи лет желаний» ловко обманывают ожидания. Хотя Миллеру и доводилось ставить фильмы для всей семьи, его новая картина совсем не детская, и на диснеевского «Аладдина» она не похожа. Это большой и местами довольно вычурный коллаж из стилей и сюжетов, в которых узнаются и «Тысяча и одна ночь», и Библия, и эпизоды из истории Османской империи. При внешней простоте, забавных и даже пошловатых эпизодах (как, например, с тучными наложницами османского принца), у Миллера получилась довольно сложная картина — как по структуре, так и по замыслу. «Три тысячи лет желаний» во всех отношениях постмодернистское произведение — сюжет о сюжете.

Миллер неслучайно взял на главную роль Тильду Суинтон, поскольку она тут же заставляет вспомнить другой фильм с ее участием — «Орландо» по роману Вирджинии Вулф. Путешествия ее героинь через века и исторические эпохи в поисках свободы и самопознания во многом похожи. Помимо феминистского посыла, который тоже, нужно сказать, подается нетривиально (особенно в последней трети, когда тон фильма резко меняется и становится более вдумчивым и символичным), в «Трех тысячах лет желаний» исследуется психологическая природа мифов и легенд. Фильм показывает, что многообразие сюжетов и нарративов в человеческой жизни может открыть новые, неизведанные пути. Нужно только увидеть, прочесть их. И, как Орландо из мужчины превратился в женщину, так и холодная искусствоведка Алитея влюбилась в собственный предмет изучения — в восточного джинна, растопившего ее сердце.

«Три тысячи лет желаний» может отпугнуть или утомить излишней усложненностью, длительными диалогами джинна и ученой о природе человеческих желаний. Но Миллер совершенно не стесняется быть неудобным и странным. Его новый фильм мало на что похож — вернее, перерабатывает сразу много разных ассоциаций и тем. Художественная смелость и даже радикальность режиссера увлекает и удивляет, и за рассказом остроухого джинна хочется следить. И представлять, а что бы ты сам загадал на месте сухой и непокорной Алитеи?

Поделиться