Рецензия на фильм «Три лица» Джафара Панахи

Режиссер выбирается из закрытого помещения впервые спустя три фильма после запрета на съемки и обращается к классическим традициям иранского кино.

На экране смартфона – видео, в котором девушка (Марзие Резаи) лезет в петлю, жалуясь на то, что семья не пускает ее учиться на актрису. Джафар Панахи и актриса Бехназ Джафари, посмотрев видео, отправляются в глухую иранскую деревню для выяснения обстоятельств – видео обрывается, и дальнейшая судьба девушки остается загадкой. 

Панахи, ненадолго выбравшись из-под домашнего ареста, обращается к жанру роуд-муви – который стал визитной карточкой иранского кинематографа с подачи его коллеги и единомышленника Аббаса Киаростами. Смартфон, внедорожник и камера здесь наталкиваются на патриархальный и суеверный уклад, царящий в захолустье неподалеку от границы с Азербайджаном. В общении кинематографистов с жителями деревни (не всегда понятно, прописанном ли сценарно или запечатленном документально) вскрываются фундаментальные противоречия, царящие в иранском обществе. Местные крестьяне с уважением говорят с Панахи и Джафари, но деревенских девушек предпочитают видеть в будущем врачами или учителями – в артисты хотят идти лишь пустоголовые люди, по их мнению. Панахи обозначает это противостояние, но вместо обвинений или шагов к примирению бездействует, занимая наблюдательную позицию, либо посмеивается – фильм старается выжать максимум комического из таких поводов, как болезнь быка-осеменителя и обрезание крайней плоти. В этом юморе ниже пояса, безусловно, можно прилежно выискать насмешку над маскулинностью и патриархатом иранских традиций. Однако нельзя отрицать, что Панахи, вновь оказавшись за рулем машины в своем фильме (после «Такси», целиком снятого при помощи видеорегистратора), едет по уже хорошо знакомым ему маршрутам.

Илья Миллер

Поделиться