Писатель и драматург Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон), самый высокооплачиваемый кинодраматург 1940-х с номинацией на «Оскар» и лауреат Национальной книжной премии, попадает в «Чёрный список» неблагонадёжных деятелей «Голливуда», состоящих в Коммунистической партии США, и тех, кого заподозрили в симпатии к ней. После Второй Мировой войны Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности выдвигается на передовую борьбы с «красной угрозой». Кино рассматривается, как идеологическое оружие, а Голливуд препарируется под микроскопом, как рассадник опасных коммунистических идей.
Трамбо отказывается давать показания на слушаниях в Конгрессе, что приводит к годовому тюремному заключению и голливудской «анафеме». Трамбо не сдаётся. Он анонимно штампует в невероятном количестве сценарии малобюджетных жанровых поделок, а когда понимает, что не справляется с конвейером, — привлекает своих друзей, таких же, как он, изгоев из позорной «Голливудской десятки». По телевизору он смотрит, как написанные им «Римские каникулы» и «Отважный» получают «Оскары» за лучший сценарий. В титрах первого значится его товарищ Йен МакЛеллан Хантер, авторство второго официально принадлежит некоему Роберту Ричу, которого никто никогда не видел.
У Далтона Трамбо выдающаяся биография без всяких скидок на «скучную» профессию сценариста. Голливудский баловень судьбы эпохи «золотого века» Голливуда, коммунист-либерал (в послевоенной Америке это не оксиморон) и фигурант громкого расследования, жертва «охоты на ведьм» времён «маккартизма» и заключённый, несломленный творец, пик карьеры которого пришёлся на годы забвения, и легенда на закате жизни. О любой из этих ипостасей можно снять отдельное кино, возможно, более скрупулёзное и глубокое. Парадоксально, но именно в этом кроется главный изъян картины. Режиссёр Джей Роач хоть и слывёт специалистом по политическому материалу (его вторая специализация после комедийной), до этого всегда действовал «точечно», освещая в своих «Пересчёте» и «Игра изменилась» конкретные события. В «Трамбо» ему приходится прессовать в два часа экранного времени растянувшийся почти на полтора десятилетия подвиг одного голливудского титана.
Никогда не отличавшийся особенным авторским видением Роач идёт по пути наименьшего сопротивления, внятно пересказывая основные вехи биографии Трамбо. Все они не оставляют сомнений в величии героя, но выдают какой-то боязливый трепет авторов перед его фигурой. Очевидно, что из людей, как Трамбо, гвозди можно делать. Тем интереснее было бы плеснуть в его образ немного тёмной краски. Роач это понимает. Он заявляет алкогольно-бензедриновую линию (неотъемлемая часть невероятной производительности Трамбо в пятидесятые) и внутрисемейное напряжение (обратная сторона того же самого), но всё время смотрит на часы, чтобы не выбиться из графика героического биопика.
Все эти недочёты ложатся на плечи звезды фильма Брайана Крэнстона, который в лучшие моменты неожиданно «даёт» Уолтера Уайта. У учителя химии из «Во все тяжкие» и голливудского топ-сценариста оказывается куда больше общего, чем можно предположить. Внешние обстоятельства толкают обоих на тёмную сторону закона ради высокой цели. Оба организуют собственные «подпольные империи», попутно разваливая свои семьи, только первый «толкает» кристально чистый мет, а второй — сценарии.
Но там, где Винс Гиллиган ставит перед своим героем неразрешимые моральные дилеммы, авторы «Трамбо» явно берегут протагониста. Такая общая «аккуратность» переносится на всех героев фильма. Все они в «Трамбо» разведены на два лагеря: на одном полюсе — милые праведники из семьи сценариста, его свита «чёрносписочников» и благородные «спасители» Кирк Дуглас и Отто Премингер; на другом — исчадия ада традиционных ценностей: суперстар Джон Уэйн, мерзкий политик Дж. Парнелл Томас и стерва-колумнистка Хедда Хоппер.
Галерея образов — номинально — потрясающая, но всем и каждому не хватает драматического объёма, без которого даже великая Хелен Миррен и всегда непринуждённый Луис С.К. кажутся карикатурами на самих себя. Самыми интересными в такой расстановке сил становятся персонажи с размытыми моральными принципами — Джон Гудман в роли идеального продюсера-трэшмейкера и Майкл Сталберг, играющий звезду Голливуда и друга Трамбо Эдварда Робинсона, который пожертвовал внушительную сумму на защиту Трамбо и его друзей, а позже дал против них показания.
Всё это, впрочем, не помешает получить от фильма простое зрительское счастье. «Трамбо» — крепкий, кондовый биопик на работающим без сбоев «оскаровском» движке. Да, бьёт он зачастую не в сердце, а прямо в лоб, но есть в нём скрытая сила пламенного мотивационного кино, которая заставляет упереться этим самым лбом в неприятности и тащит человека вперёд.
Рецензия на фильм «Трамбо»
"У учителя химии из «Во все тяжкие» и голливудского топ-сценариста куда больше общего, чем можно предположить. Внешние обстоятельства толкают обоих на тёмную сторону закона ради высокой цели. Оба организуют собственные «подпольные империи», попутно разваливая свои семьи." Рецензия Дмитрия Гнедича.
Главные темы
Смотреть всеШкольные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
В российский прокат вышла получившая приз в Каннах европейская психологическая драма с Ренате Реинсве из «Худшего человека на свете». Разбираем, как тема школьного буллинга превращается в нечто совсем иное и насколько режиссер справился с непростым материалом
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде