Рецензия на фильм Руперта Сандерса «Призрак в доспехах»

Кирилл Горячок выяснил, интересно ли смотреть «Призрак в доспехах» кому-то, кроме поклонников манги и Скарлетт Йоханссон.

В мире будущего все больше людей используют киберимпланты, меняя и совершенствуя свое тело. Робототехника достигла небывалых вершин, и грань между человеком и машиной становится все более зыбкой. С ростом технологий появляется и новый вид терроризма — хакеры научились подчинять себе волю людей, взламывая их импланты и фальсифицируя их воспоминания. Борьбой с киберпреступностью занимается особый «Девятый отдел» во главе с матерым японцем Дайсукэ Арамаки (Такеши Китано). На службе у Арамаки состоит первая в своем роде женщина-киборг под псевдонимом Майор (Скарлетт Йоханссон). Именно ей поручено возглавить операцию по поимке опасного хакера Кудзэ (Майкл Питт), совершившего покушение на руководителей корпорации, некогда создавшей Майора.

Признаться, надежды, что Руперт Сандерс — режиссер весьма посредственной «Белоснежки и охотника» — сумеет достойно воплотить на экране мир культовой манги Масамунэ Сиро было мало. Кроме того, снять хороший киберпанк-фильм удавалось единицам, и оригинальное аниме 1995 года — один из немногочисленных шедевров этого жанра. Но, в отличие от студии Disney, которая почти дословно переснимает свое наследие, Сандерс вместе с самим Сиро решил поведать совсем иную историю на основе культовой вселенной, и получилось у них очень свежо и здорово.

Идея аниме, как и жанра киберпанка в целом, тесно связана с поиском идентичности в мире, где не осталось ничего человеческого. Под неоновыми вывесками безымянного города скрываются ночные клубы и рынки, где подпольно промышляют имплантатами и сексроботами. Над ними возвышается здание всемогущей корпорации, стоящей за массовым распространением новых биокибернетических технологий. В механическом теле Майора, созданном ими, сохранилось человеческое сознание. Но в поисках таинственного хакера ей предстоит узнать, что именно делает человека человеком, если его воспоминания не настоящие.

«Призрак в доспехах» Сандерса — вовсе не философская притча, а, прежде всего, добротный киберпанк-экшен с крепким смысловым фоном, который, при желании, можно и не замечать. Под стремительное ретротехно Майор эффектно крошит танки и с двух рук отстреливает толпы безымянных негодяев в слоу-мо. Нужно сказать, что Скарлетт Йоханссон чудесна в роли сурового киборга-убийцы. В галерее ее экшен-героинь Майор, как не парадоксально, выглядит наиболее живой, а за ее неуклюжей механической походкой наблюдать — одно удовольствие. Не подкачал и второй план. Авторитетный начальник спецслужбы в исполнении Такеши Китано — стопроцентное попадание. Старичок и сам не прочь пустить в ход револьвер, когда что-то идет не по плану. Отдельно следует упомянуть Жюльетт Бинош в роли доктора, поддерживающего кибероболочку Майора в целости и стабильности. Приятно, что авторы не просто позвали известную французскую актрису престижа ради, но отвели ей важную линию в фильме.

Новый «Призрак в доспехах» выглядит очень стильно и внушительно, и это, определенно, лучший сольный проект Скарлетт Йоханссон. Если говорить о франшизе в целом, создатели весьма радикально отступили от канонов первоисточника, чем ожидаемо навлекут на себя ярость фанатов. Конечно, фильм сильно упрощает философию оригинала и нагло заимствует его художественные решения. Но, «Призрак» Сандерса совсем не порочит классику, а, наоборот, оживляет и расширяет вселенную серии, размышляя о том, какими были бы ее герои сегодня. Фильм раскрывает более актуальные и насущные проблемы, терроризма и терпимости к тому, кто не похож на нас, при этом сохраняя и киберпанковские поиски свободы и идентичности. Сандерсу удалось поставить не только практически образцовый ремейк, но и вдохнуть жизнь в жанр, который давно следовало признать мертвым.

Поделиться