Рецензия на фильм «Просто помиловать»

Алабама, конец 1980-х. Адвокат Брайан Стивенсон (Майкл Б. Джордан) берется за дело Уолтера Макмиллиана (Джейми Фокс) — чернокожего лесоруба из Алабамы, приговоренного к смертной казни за убийство 18-летней белой девушки. Выпускник Гарварда, решивший посвятить себя тем осужденным, кто не может позволить себе квалифицированного защитника, быстро обнаруживает, что обвинение шито белыми нитками — вернее, белыми шерифом и прокурором, унаследовавшими от предков-южан ген расизма. Стивенсон начинает борьбу за жизнь и доброе имя Макмиллиана, еще не подозревая, с какими трудностями ему и его соратнице, правозащитнице Еве Энсли (Бри Ларсон), придется столкнуться.

Действие «Просто помиловать», по иронии судьбы, разворачивается в городке Монровиль, где росли Харпер Ли и Трумен Капоте. Местные гордятся тем, что в их городе был написан великий роман «Убить пересмешника», но искусство, как и история, ничему никого не учит: расовые предрассудки сильнее большой литературы и даже буквы закона.

Описанной ситуацией вопиющего лицемерия, красноречиво характеризующей американскую историю (особенно удобно вспомнить об этом во время президентства Трампа), сполна воспользовался режиссер Дестин Креттон. Вместо подробной реконструкции преступления и хода следствия (со всеми правонарушениями со стороны полиции и прокуратуры) он нещадно лупит по струнам эмоций, нехитрыми методами пробуждая в зрителе сочувствие к невинно осужденным и праведный гнев к силовикам-расистам. Так, конечно, тоже можно (да и актерам в игре на чувствах есть где развернуться), но Креттон, увы, не так талантлив, как Норман Джуисон, в свое время подошедший к теме с той же (эмоциональной) стороны (см. «Ураган»). И если у Джуисона получился манифест, провозглашающий торжество гуманизма и правосудия, то Креттон снял сентиментальное плакатное кино, изобилующее лозунгами и даже не пытающееся сколько-нибудь серьезно исследовать социальную проблематику американского Юга конца XX века.

Поделиться