1980-е. Между двумя семьями Коза Ностры разгорается кровавая война. Один из боссов Томмазо Бушетта (Пьерфранческо Фавино) пытается отойти в сторону от распрей и выйти на покой вместе со своей семьей, поселившись в Бразилии. Но вскоре власти насильно экстрадируют мафиози на родину, и там он попадает в лапы итальянской полиции. Бушетта знает, что чуть он выйдет на свободу — ему не жить. Тогда, скрипя сердцем, преступник решает поступиться бандитскими клятвами, и сдать мафиозных боссов властям.
«Предатель» — фильм малоизвестного итальянского классика Марко Беллоккьо, ровесника Бернардо Бертолуччи. Гангстерская традиция в кино Италии имеет большую родословную, и, в каком-то смысле, «Предатель» — это чуть более скромная версия «Ирландца» Скорсезе. Последовательно развенчивая миф о романтиках-бандитах, Беллоккьо показывает, что на самом деле, все они глубоко несчастные люди, постоянно живущие в страхе и неволе. Бушетта, желая вырваться из порочного круга, до последнего хочет верить в то, что Коза Ностра когда-то была великой и состояла сплошь из Робинов Гудов, и это сейчас люди испортились и их интересуют только деньги. Но вскоре герой убеждается, что свобода, которой всегда кичились итальянские мафиози, ограничена набором строгих правил и иерархий внутри Коза Ностры, а путей у преступников всего два — быть убитым тем, с кем только недавно пил вино и танцевал, либо провести остаток дней за решеткой. В любом случае — бесславная смерть.
Главное достоинство «Предателя» — актерская игра и очень выразительные характеры преступников. Пьерфранческо Фавино в главной роли выглядит особенно хорошо, актер обладает твердым голосом, мужественен и статен, вселяет уважение одним своим видом — таких психотипов уже нечасто встретишь в кино. Даже немного затянутые сцены судебных очных ставок Фавино украшает своим присутствием, создает напряжение и драматургию одним взглядом поверх темных очков. На втором плане тоже появляется немало колоритных мерзавцев, некоторых из которых прямо-таки хочется придушить.
Оценка: 8 из 10