Во время гражданской войны в США президент Авраам Линкольн своей прокламацией от 1 января 1863 года запустил механизм освобождения рабов. Кузнеца Питера (Уилл Смит) военные забирают из семьи для постройки железной дороги. Над ним, как и над остальными рабочими, измываются надсмотрщики во главе с Джимом Фасселом (Бен Фостер) — лучшим в округе охотником на беглых чернокожих. Нескольким рабам все-таки удается бежать, и они с боем прорываются к Батон-Ружу, где, по слухам, располагается армия северян.
Новая картина режиссера Антуана Фукуа и сценариста Билла Колладжа («Кредо убийцы») рассказывает об одной из важных вех в истории Америки — о том, как Север победил Юг и освободил тех, кто этого так долго добивался, сделав их полноценными членами американского общества. Создать нечто уникальное и выделяющееся среди похожих проектов «Освобождению» помог в числе прочих трехкратный обладатель премии «Оскар», оператор Роберт Ричардсон. Душераздирающую музыку к картине написал Марсело Зарвос («Чудо»), благодаря которому даже в самые спокойные моменты (а тут их по пальцам можно пересчитать) «Освобождение» пробирает до мурашек. Кроме того, создатели специально приглушают цвета, чтобы лучше была видна кровь тех, кто борется за свою свободу — всё, кроме крови, выглядит на экране тускло и серо, как и мир вокруг героев, который давно уже не делится только на белое и черное.
Уилл Смит, наконец-таки получивший в этом году «Оскар» и чуть не отменивший свою карьеру из-за бурной реакции на шутку Криса Рока, продолжает пополнять свою фильмографию историями, которые точно будут обсуждаться, номинироваться на премии и отмечаться как прессой, так и зрителями. В «Освобождении» его герой плачет, постоянно терпит лишения, молится и с высоко поднятой головой противостоит охотящемуся на него Джиму Фасселу.
К слову, именно Бен Фостер — тот, кто точно заслужил номинации и награды: его антигерой с собственной моралью и отношением к рабам многозначительно смотрит вдаль и произносит речи о том, что если чернокожим дать волю, то они сначала захватят еду, потом рабочие места, а затем и земли.
Третьим самым сильным персонажем «Освобождения» стала супруга Питера — Додьенн (Чармэйн Бингва): ее история борьбы за семью, детей и возможность дождаться мужа, даже если для этого потребуется невозможное, ничуть не уступает основному сюжету.
Основанный на реальных событиях триллер о выживании дал возможность Смиту сняться в более драматичной версии «Джанго освобожденного» (актер в свое время отказал Квентину Тарантино). Правда, в фильме на острую тему нет юмора и сарказма, присущего работам создателя «Криминального чтива» — зато жестокости, драмы и моментов, которые хочется остановить, чтобы подумать, хоть отбавляй.