Рецензия на фильм «Оно 2»

В прокат выходит вторая глава истории о страшном клоуне Пеннивайзе, на этот раз с участием больших звезд Джеймса МакЭвоя и Джессики Честейн. Кирилл Горячок остался разочарован сиквелом Андреса Мускетти и считает, что тот не сумел закрепить успех первого фильма и достойно воплотить на экране идеи Стивена Кинга.  

Прошло 27 лет с тех пор, как группа школьников, именующих себя «Клубом неудачников», одолела злого клоуна Пеннивайза. Теперь дети выросли и жуткие события прошлого почти полностью стерлись из их воспоминаний. Но зло вернулось в городок Дерри, и теперь им предстоит исполнить данную много лет назад клятву — вновь собраться вместе и покончить с клоуном навсегда.

«Оно» Андреса Мускетти неожиданно для многих стало не только одной из наиболее качественных экранизаций Стивена Кинга, но и самым кассовым хоррором в истории. В первом фильме действительно все совпало: энергичный и выразительный состав детишек, ностальгическая атмосфера 1980-х, приправленная волной популярности «Очень странных дел», изобретательные и красочные ужасы, и, конечно, Билл Скарсгард, который как будто был рожден для роли демонического клоуна, пожирающего детишек. Для создания успешного сиквела от Мускетти требовалось немногое: просто взять и сделать то же самое только со взрослыми артистами. Однако в этот раз не совпало, кажется, ровным счетом ничего.

Впрочем, «Оно 2» стало заметно богаче и масштабнее как визуально, так и в плане содержания. События прошлого сильнее и чаще переплетаются с настоящим: теперь добрая половина фильма посвящена теме ностальгии, утрате невинности и взрослению. Вернувшись в Дерри, члены бывшего «Клуба неудачников», пребывают в полной растерянности, будто призраки шатаются по улицам родного городка, силясь припомнить хоть что-то из ушедшей жизни. В этом им готов помочь клоун Пеннивайз, который, в отличие от своего книжного прототипа, отчего-то очень рад возвращению старых врагов и зовет их поиграть при каждом удобном случае. А персонажи как будто и рады угодить в его ловушки и вновь убедиться, что детские страхи до сих пор живы внутри них.

Мускетти очень хочет удивить фанатов и подбрасывает тут и там неожиданные камео, отсылки и оммажи классике ужасов и космологии Кинга. Отличий от первоисточника, к слову, в «Оно 2» тоже стало еще больше, чем в прошлый раз, и основная часть изменений довольно-таки радикально меняет сюжетную линию и развязку. Достаточно сказать, что персонаж Генри Бауэрса у Мускетти оказывается откровенно ненужным и бессмысленным, и, хотя актер Тич Грант изображает психопата весьма убедительно, зачем он вообще в этом фильме не очень понятно. И, к сожалению, такой вопрос возникает нередко во время просмотра «Оно 2».

За всем этим тяжеловесным трехчасовым полотном совсем не видно собственно людей — тех, о ком эта история формально и рассказывает. В первом фильме химия между юными артистами буквально прожигала экран, герои запоминались с первых же минут. В то время как в «Оно 2», вплоть до самого финала сомневаешься, кого именно из мальчишек играет этот похожий на Данилу Козловского актер Джей Райан, или совершенно безликий Джеймс Рэнсон. Шутки про «мамок», органично звучавшие из уст школьника Риччи, теперь, когда он стал взрослым Биллом Хейдером, вызывают только недоумение. Главные же звезды Джеймс МакЭвой и Джессика Честейн целиком оттеняют собой остальных членов команды, и тем почти не остается места, чтобы проявить себя.

«Клуб неудачников» в сиквеле подобран крайне неудачно, артисты не знают, что делать друг с другом, между ними не ощущается ровно никакого притяжения или сочувствия. То же касается и уровня страшилок. Чудища и джамп-скейры стали заметно мультяшнее и однообразнее, с жутким портретом женщины руки Модельяни из первого фильма тут и рядом ничего не стоит. Конечно, Билл Скарсгард в образе Пеннивайза по-прежнему прекрасен и украшает собой любую сцену, жаль только, что сцены эти по большей части мы уже видели.

Проще говоря, сиквел не получился. Потенциально Мускетти вложил в него множество интересных и весьма оригинальных ходов и отсылок, но превратить их во что-то внятное ему так и не удалось. «Оно 2» не создает впечатление цельности, лента больше походит на черновик, недошедший до финального монтажа. По всей видимости, режиссер пал жертвой завышенных амбиций, решив показать в одном фильме сразу все, что только можно, а заодно и переосмыслить главный роман Кинга. Однако добавить к первоисточнику Мускетти оказалось совершенно нечего, а триумф первого «Оно», судя по всему, был просто случайностью.

Поделиться