Матильда (Саана Койвисто), ее сестра Мария (Инка Каллен) и брат Микке (Пекка Странг) приезжают в пустующий родительский дом, где много лет назад произошла трагедия. Теперь сестрам и брату необходимо разделить семейное имущество, но согласия между ними нет. Напористый Микке, заручившись поддержкой Матильды, хочет как можно скорее продать дом и окружающий его лесной участок, но Мария колеблется, терзаясь смутной тревогой. Как вскоре выяснится, не зря: в здешних местах обитают древние духи, готовые защитить лес от чужаков.
Режиссерский дебют Йонаса Паюнена и Макса Сеэка мог бы стать ярким образцом скандинавского фолк-хоррора. Для этого были все необходимые компоненты: «древесная» мифология, драматическая семейная история, колоритный лесной сеттинг. Но, к сожалению, эффектно скомбинировать их режиссеры не смогли — хотя явно старались.
Первая проблема фильма — вялый сценарий, в котором толком не разыгран центральный драматический конфликт между тремя героями. Ни Микке, ни Матильда с Марией не входят в сколько-нибудь жесткий спор о дележке наследства, хотя на кону стоят немалые деньги. Вдобавок сами персонажи выписаны схематично, а шаблонные диалоги не добавляют им глубины. В сочетании с медленным темпом уже где-то к середине фильма возникает ощущение тягомотности: пока троица героев вспоминает детство, бродит из комнаты в комнату и делится планами на жизнь, сюжет топчется на месте.
Вторая — и более серьезная — проблема заключается в почти полном отсутствии саспенса. Несмотря на то, что герои все время ходят по старому дому с плохой историей, потенциал этой локации никак не использован. То же самое с деревьями: за две трети фильма наберется в лучшем случае парочка сцен, намекающих на зловещее присутствие в чаще леса. Лишь под конец динамика стремительно растет, и герои оказываются перед лицом реальной опасности — из-за чего финал выглядит вдвойне скомканным.
«Не стучи», впрочем, не лишен ощутимого обаяния. Опытный оператор Матти Ээрикайнен («Крипота») хорошо передает первозданную красоту лесного массива, помогая временами создавать меланхолично-медитативную атмосферу. Преобладающая в кадре желтовато-коричневая гамма тоже добавляет стиля, как и обстановка в заброшенном, но пропитанном тяжелыми воспоминаниями семейном доме. Особо хочется отметить кульминационные сцены, снятые через кроваво-красный фильтр — лучшие моменты фильма.
Увы, главные достоинства «Не стучи» проявляются слишком поздно, чтобы компенсировать недостатки. В результате буксующий сценарий и дефицит саспенса портят общее впечатление. Финский хоррор определенно мог бы предложить что-то получше, чем невнятная семейная драма с яркими, но редкими элементами мистики.