В своём новом фильме Кевин Смит пытается заигрывать с канонами жанра, но делает это осторожно, особенно поначалу, боясь резких шагов на непривычной для себя почве (или нарочито ловя зрителя на ложный крючок). «Красный штат» развивается как типичный образчик слэшеров из конца 80-х: молодёжь хватает родительское авто и отправляется к чёрту на кулички искать приключений на своё подростковое либидо. Вот только весёлый вечерок оборачивается риском потери не только девственности, но и всего остального жизненно важного: вместо горячей развратницы троицу ждёт плен в общине местных религиозных фанатиков. А поскольку хуже интернета человечество разлагает только гомосексуализм, парни имеют весьма осязаемые шансы получить пулю в лоб во славу Всевышнего.
Во второй декаде третьего тысячелетия прожжённого зрителя тяжело напугать низкобюджетными картинами: для монстров из больных режиссёрских фантазий требуются дорогие CGI-специалисты, а поле «Паранормального явления» уже вытоптано подчистую неоднократными сиквелами и малоинтересными подражателями. Тут есть два пути: либо раскошелить продюсеров на золотой блокбастер, либо вылить на зрителей ушат самоиронии, как это давно и успешно делает маэстро Уэс Крейвен.
Динамику завязки Смит променял на диалоги и монологи, затянутые чуть больше положенного. Вероятно, таким образом режиссёр делает реверанс в сторону своих же прошлых картин, но что работало в ситкомах, не всегда идёт на пользу ужастику, да и развернуться искристыми репликами в новых рамках уже сложнее.
Тем не менее, изначальная простота и кажущаяся накатанность обманчива: чем дальше и стремительнее развиваются события, тем чаще рвутся шаблоны под брызги крови и аккомпанемент автоматных очередей. Старина Смит припас не один козырь в длинном рукаве своего плаща и играючи жонглирует настроением аудитории, раз за разом беспардонно обрывая её ожидания.
Талант не зароешь: тщательно выстроенный и продуманный видеоряд выдаёт в Кевине безусловного профессионала. Вот только эксперимент его устарел лет этак в лучшем случае на двадцать. Выйди «...Штат» в начале 90-х, он мог бы занять своё место на полке с прочей классикой, а к теперешнему моменту по общей тенденции наверняка обзавёлся римейком. Но в 90-х Смит снял «Клерков». И, сдаётся, оно и к лучшему.