Рецензия на фильм «Книга Илая»

Тридцать лет назад солнечная радиация пробилась сквозь защитные слои атмосферы, уничтожив всю фауну и флору. Выжившие после катаклизма ведут почти первобытный образ жизни, мечтая только об одном: чистой питьевой воде. Через бескрайние пустыни разрухи и упадка шествует одинокий странник Илай (Дензел Вашингтон). Он идет на Запад, где, как ему когда-то сказали, ждут его главную ценность – внушительных размеров книгу в дорогом переплете с крестом на обложке. Именно её всю жизнь разыскивает главарь бандитской шайки Карнеги (громоподобный Гари Олдман), считающий, что только в ней есть ключ к сердцам всех людей. Когда один встретит другого, борьба за Книгу превратится в смертельную дуэль…

Тема постапокалипсиса, похоже, вновь актуальна, и завлекает на свою территорию многих небезынтересных режиссёров, способных не просто довести начатое в пункте А до финального аккорда в пункте В, но и творчески переосмыслить заветы классиков (трилогия «Безумный Макс» и т.п.). Братья Хьюз, взявшие внушительный по нынешним временам 9-летний перерыв, вернулись, чтобы представить свою версию безнадежного существования рода человеческого. Бедного, больного, обозленного, жалкого.

Сюжетный конфликт (Карнеги хочет книгу, Илай против) изначально диктовал свои правила игры, не принять которые было нельзя. По-настоящему значимыми становились форма подачи, атмосфера, настроение, стиль, выбранные режиссерами для воплощения, в сущности, хрестоматийной истории о герое-одиночке, несущем некое знание, скрытое от прочих. Когда составляющие фильма (экшн и притча) разнонаправлены и даже чужеродны, задача авторов сводится к очевидной, но непростой задаче: найти золотую середину между тем и другим, сделать так, чтобы первое дополняло второе, и наоборот.

Хьюзам удалось пройти по краю пропасти, сохранив необходимый баланс между ласкающими глаз визуальными решениями (очевидно, оператор Дон Берджесс с душой подошел к проекту) и недвусмысленным подтекстом, выходящим на авансцену ближе к финальным титрам. Удивительно, но «Книга Илая» оказалась более тонкой и глубокой работой, чем можно было представить в начале. Под маской жесткого постапокалиптического боевика тут спрятались размышления о силе Веры, поданные без лишнего пафоса и надрыва. Сюжетный конфликт – Карнеги хочет книгу, Илай против – обнаружил в себе чуть больше смысла, чем требуется от стандартизированного кинопродукта. Наверное, именно таким должен быть фильм, чтящий заветы классиков, но попутно привносящий в жанр что-то своё.

Поделиться