РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ДЖЕЙН Б. ГЛАЗАМИ АНЬЕС В.»

В российский прокат впервые выходит картина Аньес Варда 1988 года о знаменитой Джейн Биркин — звезде европейского кино и музе Сержа Генсбура. Впечатлениями от фильма делится Кирилл Горячок.

Икона стиля, актриса, певица, муза и жена Сержа Генсбура, Джейн Биркин к 1988 году разменяла пятый десяток. У нее трое детей, блестящая карьера и всемирная слава. В этот переломный момент своей жизни Биркин встречает Аньес Варда, уже классика французского кино. Варда снимает кинопортрет Биркин, в котором перемешиваются вымышленные и настоящие ее интервью, разыгрываются сцены из фильмов, которые никогда не были сняты. И все превращается в праздник, поэзию и торжество женщины — многогранной и бесконечной.

«Джейн Б. глазами Аньес В.» трудно назвать документальным или биографическим фильмом. Скорее это киноэссе, видеоарт, нечто на стыке реальности и произведения искусства. И хотя картина состоит в большей степени из вымысла и преувеличений, все-таки Аньес Варда сумела рассказать о Джейн Биркин куда больше, чем кто-либо. По крайней мере, после просмотра не остается никаких сомнений в грандиозности этой женщины.

В начале фильма Варда предлагает Биркин сыграть в игру, и та с любопытством принимает предложение. Постановщица разыгрывает с актрисой нелепые и забавные, ослепительно красивые и грустные сцены. Реконструирует знаменитые картины, фильмы, воспоминания. Биркин здесь играет роковую женщину, Жанну д`Арк, героиню живописи классицизма или черно-белой немой комедии. И, конечно, саму себя. Актриса вспоминает о своем детстве, превращая его тоже в некое облако фантазий, которое Варда с энтузиазмом и очарованностью экранизирует. Один из мотивов «Джейн Б. глазами Аньес В.» — контраст между Англией и Францией, поиск этой границы в жизни Биркин и ее образах. В нем Варда видит одну из причин уникальности этой женщины, рожденной на стыке культур, впитавшей их, но в то же время совершенно нездешней, чуждой каждой по-своему.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В основе «Джейн Б. глазами Аньес В.» лежит спор между режиссером и ее героиней. Биркин боится стареть и мучительно рефлексирует о своем возрасте, о прошлом, которое ушло безвозвратно, о том, хорошая ли она мать (в кадре не раз промелькнет малышка Шарлотта Генсбур). Варда же пытается убедить Биркин, что все только начинается. Что все неспетые песни и неснятые фильмы легко наверстать, да и такое ли большое значение они имеют? Варда снимает Биркин в разных амплуа, ракурсах, ловит ее настроения (порой героиня явно смущена или скрывает недовольство). Через нее и ее разнообразность постановщица показывает многогранность человека, множество путей и альтернатив, из которых может состоять жизнь. Это призыв к тому, что нельзя всегда жить в каком-то одном паттерне или в заданных раз и навсегда условиях. «Джейн Б. глазами Аньес В.» — ода переменам, возможностям, кино о том, что возраста не существует, но есть свобода, творчество и красота.

Удивительно совпало, что последним фильмом великой постановщицы стал «Варда глазами Аньес», точно такой же кинопортрет самой себя. А спустя тридцать с лишним лет Шарлотта Генсбур сняла свой взгляд на мать — «Джейн глазами Шарлотты». В созданном в 1988 году коллаже об одной безумно талантливой женщине Варда открыла новый язык для разговора о человеке, его жизни, внутренних переживаниях и страстях, который актуален и сегодня. «Джейн Б. глазами Аньес В.» — поэтическое и жизнеутверждающее путешествие, которое вдохновляет на то, чтобы немедленно переодеться во что-то яркое, переехать в другой город или начать снимать друзей на камеру.

Поделиться