Рецензия на фильм «ЧУЖОЙ: РОМУЛ»

В сети — очередная часть франшизы о ксеноморфах, снятая режиссером триллера «Не дыши». Максим Бугулов выяснил, удалось ли Феде Альваресу вывести из кризиса культовую серию, запущенную Ридли Скоттом.

В колонии Звезда Джексона, построенной мегакорпорацией «Вэйленд Ютани», живет юная фермерша Рэйн (Кейли Спэйни). Компанию ей составляет андроид Энди (Дэвид Джонссон), которого девушка называет братом — последнее, что осталось от ее семьи, погибшей на местных ядовитых шахтах. Выбраться из рабских корпоративных договоров на Звезде Джексона практически невозможно: «Вэйленд Ютани» использует любые грязные трюки, чтобы колонисты не имели легальных прав на смену занятости или места проживания. Тогда Рэйн вместе с другими представителями отчаявшегося юношества решается на дерзкий побег. План простой: над колонией дрейфует списанный корпоративный корабль — нужно лишь достать оттуда капсулы для криосна, переставить их на свое судно и убраться туда, где их не достанут даже щупальца всемогущей компании. Кто бы мог подумать, что заброшенная посудина раньше была передовой исследовательской станцией, а на ее борту находятся десятки мирно спящих лицехватов.

Как и многие хоррор-франшизы, киноцикл о ксеноморфах давно стал отдушиной для творческих переживаний постановщиков, берущихся за воплощение очередной части. Джеймс Кэмерон снял собственный космический Вьетнам. Уважим желание Дэвида Финчера и уберем его имя из титров, сразу перейдя к Жан-Пьеру Жёне, который скрестил идеальный организм с собственными прибаутками в стиле «Деликатесов» — на выходе получилась странная, непрошенная, но до безумия любопытная комедия. Ридли Скотт с двух ног вернулся в серию, потеснив мечтающего о режиссерском кресле Нила Бломкампа, и выпалил из двух стволов «Прометеем» и «Заветом», в которых тщетно силился примириться с гибелью брата и переваривал собственные представления о Боге. Для ксеноморфов это не прошло незамеченным: вместо неантропоморфного абсолюта они превратились в очередной побочный эксперимент людей.

Феде Альварес должен был вернуть «Чужого» туда, где все началось — в мир жанровых каруселей, «Челюстей» в космосе, честного развлечения. Благо, что уругвайский постановщик доказал свою состоятельность и на ниве расчлененки в ребуте «Зловещих мертвецов», и в обращении с таким сложным инструментом как саспенс — в триллере «Не дыши».

Начинается «Чужой: Ромул» бойко: колонизаторскому аду на планете, где никогда не светит солнце, дает отпор молодежь из числа синих воротничков. Вокруг рефреном сквозит «нет будущего», а смесь американских и английских акцентов практически отсылает к расцвету панка в США и Великобритании, подгоняемого социальными и экономическими эманациями Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер.

Но по истечении 15 минут «Ромул» перестает быть самостоятельным произведением и превращается в развлекательную экскурсию по лучшим местам сай-фай-франшизы. Треть реплик персонажей взята из предыдущих произведений: хэндхэлд-консоль воспроизводит легендарный ванлайнер Билла Пэкстона «game over, man» из «Чужих», отвратительная CGI-версия почившего Иэна Холма повторяет собственную фразу из 1979-го «не могу лгать насчет ваших шансов, но мои симпатии на вашей стороне» и так далее. Даже легендарная колкость Сигурни Уивер, брошенная королеве ксеноморфов, нашла лазейку и пробралась в «Ромула».

На вербальных референсах Альварес не останавливается, старательно копируя и сюжетные ходы, и сцены, и даже конкретные кадры из прошлых фильмов. Скажем, когда Рэйн в определенный момент возвращается на космическую станцию, ее героическая поза и ракурс полностью повторяют сцену из «Чужих». Наличие сразу двух имен в графе сценаристов кажется ироничным: по видимому, постановщику потребовалась помощь Родольфо Саягеса, чтобы быстрее отсмотреть и выписать все детали из кинопредшественников.

Наличие огромного, порой пугающего количества оммажей — характерный маркер современного кинематографа и удивления не вызывает. В конце концов, эпоха соцсетей, шортсов и рилсов и вообще «быстрого контента» не могла не оставить следа на зрительских привычках. Но Альварес в этом вопросе пошел еще дальше, чем аниме «Терминатор Зеро», забыв оставить хоть что-то свое. Даже в финале режиссер смешивает кульминацию первой и четвертой частей.

 

Пожалуй, наибольшее удовольствие получат те, кто совсем незнаком с франшизой. Или видел отдельные фильмы когда-то очень давно. Хардкорные же поклонники ксеноморфов получат мэшап из лучших моментов старых фильмов. Пожалуй, Альварес реализовал мечту любого видеоблогера — нарезку из любимых фильмов, которую можно показывать людям, не опасаясь получить отключение монетизации и страйк за использование чужого контента. И даже с прикрученным бокс-офисом.

Поделиться