В одном из интервью Оливер Стоун сетовал на то, что молодым неопытным режиссёрам продюсеры доверяют слишком большие бюджеты. Получая от студий по 100 миллионов и несколько звёздных имён в придачу, подающие надежды таланты растрачивают себя на дорогостоящие спецэффекты, вместо того, чтобы рассказать зрителю красивую и захватывающую историю. Являясь сценаристом «Полуночного экспресса», «Эвиты», «Лица со шрамом» Стоун знал, о чём говорил. Сценарий – краеугольный камень всей картины; алмаз, при должной огранке превращающийся в бриллиант. Режиссёр никогда не жаловал блокбастеры, его имя всегда ассоциировалось с авторским, глубоко личным кинематографом. Имея на руках деньги, равные гонорару Джулии Робертс или Кэмерон Диаз, ему удавалось создавать фильмы больше напоминающие фрески. Где конфликты не намечались, но доводились до своего логического конца («Взвод», «Никсон»); где трафаретные «чёрное»/«белое» незаметно переходили в гамму жизненных, а оттого неимоверно реалистичных, красок («Поворот»); где актёры не отрабатывали свою дневную ставку, а оставляли на съёмочной площадке частичку себя («The Doors», «Прирождённые убийцы»). Именно поэтому весть о съёмках «Александра» вызывала ряд закономерных вопросов и опасений. Имея в распоряжении один из крупнейших бюджетов за всю историю Голливуда, легендарного завоевателя в качестве главного персонажа, высококлассных актёров способных привлечь зрителя Стоун с лёгкостью мог попасться на тот же крючок, о коем чуть ранее предупреждал своих молодых коллег.
Исторический фильм это всегда уравнение с множеством неизвестных. Развивая сюжет в антураже «давно минувших дней» авторы одновременно должны помнить не только о правдоподобии содержания, но и об адекватности формы. Это не просто усложняет задачу, но и налагает дополнительную ответственность. Стоуну, похоже, удалось избежать подобных ловушек. Консультантом фильма выступил профессор Оксфордского университета Робин Лэйн Фокс, автор одной из самых известных биографий Александра Македонского. Жизнь великого полководца была богата на события, о которых позже складывались легенды. Режиссёру было достаточно изложить их в хронологическом порядке, чтобы в результате получить захватывающую историю полную интриг, предательств, раскаяний.
Спустя 40 лет после гибели Александра, пожилой Птолемей, один из ближайших соратников Македонского, ставший после его смерти наместником Египта, решает рассказать и записать историю побед великого полководца. В течение восьми лет войско Александра Великого двигалось на Восток, к берегам мирового Океана. Покорив Западную и Центральную Азию, Македонский первым ступил на загадочную и таинственную землю древней Индии. Об этом он мечтал ещё в детстве, слушая мифы о Трое, подвигах Геракла и Аполлона. Режиссёра интересует не столько результат, сколько процесс взросления и изменения личности Александра. Пропасть разделяющая мальчишку с упоением слушающего сказания Древней Греции и полководца своими руками создающего мировую империю является стержнем всей картины. Для Стоуна Александр Македонский, прежде всего человек вынужденный ежечасно делать выбор. Выбор, способный вознести или уничтожить человека.
В фильме занят серьёзный актёрский состав. Да и могло ли быть иначе, когда речь идёт о таком громком проекте, изначально нацеленном не только на зрительский успех, но и на внимание Киноакадемии. Оливер Стоун всегда славился своей работой с актёрами, лепя из голливудских лицедеев удобоваримый для себя продукт. В «Александре» все они работают на максимуме возможностей и таланта. Джоли и Хопкинс создают убедительные образы своих героев, неистовый Килмер после затянувшегося затишья, похоже, готов вернуться в высший актёрский эшелон, ну а Фаррел, наконец, совершает мощный рывок вперёд, доказывая всем злопыхателям, что способен на серьёзные драматические роли.
Бюджет, технологии, почти неограниченные возможности не смогли подчинить себе самобытного режиссёра. Напротив, Стоун использовал предоставленный карт-бланш на все сто. Худой мир, всегда лучше хорошей войны. Результатом перемирия стал эталонный исторический фильм, ещё раз доказывающий простую истину – счастье не в количестве затраченных на производство денег, а в умении создать правдоподобную историю, где не просто красиво, но и умно.
Рецензия на фильм «Александр»
Alexander
/
, ,
Главные темы
Смотреть всеШкольные коридоры и семейные травмы в клаустрофобическом дебюте внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман «Арман»
В российский прокат вышла получившая приз в Каннах европейская психологическая драма с Ренате Реинсве из «Худшего человека на свете». Разбираем, как тема школьного буллинга превращается в нечто совсем иное и насколько режиссер справился с непростым материалом
Спасительные пернатые и музыка на любой вкус и цвет в «Птице» Андреа Арнольд
Лимузин канареечного цвета и павлины на логотипе. Кем был первый русский кинопродюсер – первопроходцем или лузером?
Часто ли Трамп думает о Римской империи? Античная история, империя и идеология в Голливуде