В идеальном мире недалекого будущего любые проявления психологического или физического насилия запрещены, а нарушителей этого закона выдворяют за пределы общества. Успешный ученый Стас (Алексей Филимонов) ввязывается в драку, получает первое предупреждение, и вся привычная жизнь рушится в один миг. Друзья отказываются общаться с ним, на работе выдают бессрочный отпуск, а в доме поселяется инспектор Макс (Никита Еленев), призванный в течение месяца отслеживать поведение нарушителя. Рутинное задание не только вскроет затаенный конфликт в отношениях Стаса с женой Ритой (Дарья Урсуляк), но и заставит Макса сомневаться в безупречности системы, которой он служит.
«Аквариум» Ильи Шагалова представляет собой любопытное сочетание антиутопии и семейной драмы, причем оба компонента здесь чаще усиливают, нежели ослабляют друг друга. Кризис в отношениях Стаса и Риты разворачивается на фоне картины общества, в котором любая агрессия табуирована и всеобщий комфорт достигается за счет столь же всеобщего страха изоляции. Основной акцент в сюжете сделан на психологической динамике внутри своеобразного треугольника — Стас и Рита выясняют отношения в присутствии Макса, постепенно осознающего порочность повсеместного конформизма. В этом смысле «Аквариум» неплохо работает и в качестве социальной фантастики, и как драма о кризисе в семье.
Визуально фильм выдержан в минималистичной стилистике: уютные таунхаусы и чистые улицы соседствуют с элегантными зданиями из стекла и бетона. Обилие белого цвета, открытых пространств и зелени подчеркивает атмосферу «города-сада», созданного для безмятежной жизни. В отдельных сценах «Аквариум» напоминает «Гаттаку» или «Галактику THX 1138», однако здесь нет каких-то хитроумных технологий, сверхмощного ИИ, постапокалиптических пейзажей и даже мобильных телефонов. Сдержанный визуальный ряд лишь подчеркивает реалистичность изображаемого мира, не отвлекая от сюжета избыточными деталями.
К счастью, такой подход в «Аквариуме» работает: грамотно выстроенный сценарий в целом хорошо удерживает внимание, регулярно переключаясь между тремя основными персонажами. Впрочем, центр сюжета не столько в интриге вокруг проступка Стаса, сколько в том, какие последствия имеет для окружающих один неверный его шаг. И раскрывается сюжет по большей части в диалогах, а не в действиях, наполняясь жизнью благодаря актерским работам. Филимонов и Урсуляк старательно разыгрывают скрытый разлад внешне идеальной пары, но все же центральным героем под конец оказывается Макс. Никита Еленев хорошо сыграл наивного, поначалу раздражающего, но твердого в убеждениях идеалиста, встающего перед выбором между привычным комфортом и неизвестной жизнью без удушающих правил.
Правда, многие диалоги (особенно между Стасом и Ритой) режут слух откровенной клишированностью, которую не всегда можно списать на «экологичность» общения в дивном новом мире. Да и некоторые сюжетные ходы выглядят натянуто — например, неясно, зачем Стасу прятать компрометирующее фото в настолько неудобном месте. Вся линия с загадочным Анклавом (куда ссылают отщепенцев, не вписавшихся в ненасильственное общество) подана скомканно, из-за чего создается впечатление, будто конформистская утопия существует в историческом вакууме и возникла из ниоткуда.
Все это, однако, не заслоняет достоинств фильма, поскольку центральная тема — выбор между инерцией комфорта и свободой рисковать своими чувствами — раскрыта в нем вполне последовательно. Пусть «Аквариум» затрагивает множество интересных вопросов (от управления обществом через страх до пределов конформизма) лишь вскользь, но на главные из них он предлагает ответы столь же ясные, сколь и убедительные.