Экранизация одноименного романа Ирвинга Стоуна о жизни Винсента Ван Гога (Кирк Дуглас), который то творит, то общается с Полем Гогеном (Энтони Куинн), то переживает приступы безумия. Продюсер Джон Хаусман организовал съемки в тех самых местах, которые Ван Гог посещал при жизни. Актеры тоже вжились в роли на все сто и были должным образом вознаграждены — Дуглас получил «Золотой глобус», а Куинну дали «Оскара».
Картину о последних годах жизни Амедео Модильяни будто бы преследовал злой рок. Сначала ленту должен был ставить Макс Офюльс, но скоропостижно скончался, после чего проект возглавил Жак Беккер. Модильяни, как известно, умер в 35 лет, а сыгравший его Жерар Филип дожил лишь до 36-ти. А через три месяца после смерти актера ушел из жизни и Беккер.
В центре сюжета — противостояние скульптора и живописца Микеланджело и римского папы Юлия II. Во время съемок актеры Чарльтон Хестон и Рекс Харрисон не ладили друг с другом, и этот факт только усиливал их антагонизм на экране. Американская киноакадемия не обошла ленту вниманием — «Муки и радости» получили пять номинаций на «Оскар».
Эпохальное кинополотно Андрея Тарковского, посвященное иконописцу Андрею Рублеву. Над сценарием режиссер работал вместе с Андреем Кончаловским, но свой вклад внес и Ролан Быков — он написал частушки, которые читал его герой-скоморох. А исполнитель главной роли Анатолий Солоницын за четыре месяца не произнес ни слова, чтобы подготовиться к эпизоду, где его герой прерывает обет молчания — именно так удалось добиться осиплости голоса.
Микеланджело Меризи да Караваджо знаменит не только своим талантом (и статусом основателя реализма в живописи), но и скандальной репутацией. Разгульный образ жизни художника причудливым образом отразился в его творчестве: для своих шедевров с религиозными сюжетами Караваджо использовал в качестве натурщиков знакомых бродяг и куртизанок. Этот факт режиссер Дерек Джармен, разумеется, не мог обойти вниманием. А еще «Караваджо» стал дебютной картиной Тильды Суинтон.
Биографическая драма Роберта Олтмена концентрируется на взаимоотношениях Винсента Ван Гога (Тим Рот) и его брата Теодора. Изначально режиссер вместе со сценаристом Джулианом Митчеллом хотел снять четырехчасовой мини-сериал для ВВС. Но когда зашел разговор о полном метре, постановщику и драматургу удалось сократить хронометраж до двух с половиной часов, сосредоточившись на последних годах жизни художника-постимпрессиониста.
Драма Кристофера Хэмптона рассказывает о сложных и запутанных отношениях между состоявшимся писателем-романистом Литтоном Стрейчи и начинающей художницей Дорой Кэррингтон. В ходе пресс-тура Эмма Томпсон, не скрывая радости, рассказывала, что получила удовольствие от съемок в обнаженном виде — в том числе и потому, что ее фигура не соответствует голливудским стандартам.
Фильм Джеймса Айвори рассказывает историю отношений великого Пабло Пикассо (Энтони Хопкинс) с многочисленными женщинами в его жизни, так или иначе повлиявшими на его творчество. Кстати, одна из причин, по которым авторы сосредоточились на личной, а не творческой жизни Пикассо, довольно прозаична — им не удалось получить разрешение на показ самых известных работ художника. Например, в кадре так и не появляется знаменитая «Герника» — зритель видит лишь процесс работы над ней.
Байопик итальянской художницы Артемизии Джентилески (Валентина Черви) — ее не приняли в Академию художеств (в те времена путь женщинам туда был закрыт), но она все равно нашла способ научиться писать. Несмотря на то, что авторы фильма допустили немало вольностей в жизнеописании героини (например, сцена суда разворачивает реальные события на 180 градусов), лента получила номинацию на «Золотой глобус».
Режиссерский дебют Эда Харриса рассказывает о художнике, совершившем революцию в абстракционизме. Харрис загорелся жизнью Поллока после того как прочел его биографию, которую получил в подарок от отца. Совмещение режиссуры и исполнения заглавной роли порядком измотало Эда — однажды он даже потерял сознание прямо на площадке. Зато картину заметили: Харрис получил актерскую номинацию на «Оскар», а Марша Гей Харден, сыгравшая жену Поллока, победила в категории «Лучшая женская роль второго плана».
Художники Фрида Кало (Сальма Хайек) и Диего Ривера (Альфред Молина) стали главными героями драмы Джули Тэймор. Лента не оставила равнодушными людей, которые знали Фриду лично. Одни приняли участие в создании картины — как, например, Чавела Варгас (у нее был роман с художницей), которая в баре поет песню La Llorona. А на других фильм произвел сильное впечатление — к примеру, на племянницу Кало, которая даже подарила Хайек ожерелье своей тети. «Фрида» получила две премии «Оскар» — за грим и музыку.
История о создании знаменитой картины Яна Вермеера (Колин Ферт) полна художественных допущений. Например, так и не установлено окончательно, кто же был натурщицей для «Девушки с жемчужной сережкой» (в картине ее сыграла Скарлетт Йоханссон). Зато лента получилась невероятно красивой и получила три номинации на «Оскар» (за операторскую работу, декорации и костюмы).
Лента Милоша Формана повествует о Франсиско Гойе (Стеллан Скарсгард), его друге-священнике и музе, которую инквизиция отправила в темницу. Фильм наполнен отсылками к работам испанского художника — например, показана технология создания гравюр, которой пользовался Гойя, а финальный кадр — его автопортрет, написанный в 1815 году. Что касается приглашения Натали Портман на главную женскую роль, то Форман ее позвал из-за внешнего сходства с девушкой, изображенную на картине Гойи «Молочница из Бордо».
Лента Питера Гринуэя — хроника расследования убийства, которое предпринял Рембрандт (Мартин Фриман), когда писал свой знаменитый «Ночной дозор». В ходе создания полотна художник оставил намеки на выводы, к которым пришел в ходе своей «детективной» работы. Гринуэй говорил о ленте так: «Главная цель в картине — показать Рембрандта как социального моралиста, она содержит тайну убийства, и ее разгадка составляет саму суть фильма».
Историческая драма Александра Митты повествует о противостоянии художников-авангардистов Марка Шагала и Казимира Малевича. Чтобы воссоздать Витебск 1920-х годов, пришлось «состарить» две городские улицы. Предметы интерьера воссоздавались в павильоне «Ленфильма». Также специально для съемок был построен квартал еврейской бедноты, который впоследствии был сожжен — во время съемок пожара.
Биографическая лента британца Майка Ли о его выдающемся соотечественнике — пейзажисте Уильяме Тернере (1775-1851). Перед съемками режиссер попросил исполнителя главной роли Тимоти Сполла научиться рисовать — почти два года актер осваивал азы живописи. Лента получила четыре номинации на «Оскар», а Сполл был удостоен приза Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль.
Герой драмы Андрея Кончаловского — великий итальянский художник и скульптор Микеланджело Буонарроти (Альберто Тестоне). Фильм полностью снят в Италии — в Риме и его окрестностях, Тоскане, а также в Карраре, где добывают знаменитый мрамор, с которым и работал Микеланджело. Кстати, одно из первых рабочих названий картины — «Сны мрамора».