Пожарный Купер Эббот (Джош Хартнетт) вместе с дочкой Райли (Ариэль Джой Донохью) приходит на концерт певицы Леди Рэйвен (Салека Шьямалан). Вокруг толпа счастливых людей, погруженных в музыку, но Купер нутром чует неладное: у каждого прохода непривычно много охранников. Вскоре он выяснит, что полиция готовится схватить серийного убийцу по прозвищу «Мясник», который затерялся среди зрителей. И это серьезная проблема, ведь Купер не только боец пожарной команды и любящий отец, но и тот самый неуловимый маньяк, которого ищут полицейские.
М. Найт Шьямалан известен камерными триллерами, построенными вокруг семьи — достаточно вспомнить «Знаки», «Визит» или недавний «Стук в хижине». Новый фильм в подобном контексте выглядит смелым экспериментом, где Шьямалан, работая с привычной семейной темой, постепенно расширяет масштаб событий, добавляя в сюжет все новые и новые неожиданные повороты. Если в «Знаках» или «Стуке в хижине» грандиозные бедствия оставались фоном для локального семейного кризиса, то в «Ловушке» размах лишь нарастает: обычный поход на концерт плавно превращается в изощренную охоту за маньяком, а завершается семейным триллером. И хотя далеко не все сюжетные ходы работают с блеском, в целом Шьямалан успешно компенсирует недостатки выверенной динамикой и неоспоримой злодейской харизмой Джоша Хартнетта.
Визуальный ряд органично переплетает эстетику яркого концерта поп-дивы и мрачного триллера о маньяке. Специально для саундтрека был записан отдельный альбом Салеки Шьямалан (дочери режиссера), многие песни с которого звучат в фильме, а с исполнением одной из них связан эффектный маневр Купера, позволяющий ему вновь обойти своих преследователей. Известный оператор Сайомбху Мукдипром (работал с Апичатпонгом Вирасетхакулом и Лукой Гуаданьино) отлично подчеркивает изворотливость и напряжение Купера с помощью видеоряда. Во многих диалоговых сценах, например, герои показаны не напротив друг друга (традиционная «восьмерка») — вместо этого они произносят свои реплики, глядя прямо в камеру, что позволяет отследить многие мелкие нюансы в мимике и жестах.
Сценарий (по нерушимой традиции, написанный самим Шьямаланом) целиком построен на том, что Купер должен раз за разом находить выходы из безвыходных ситуаций, сохраняя при этом максимально незаметный и невозмутимый вид. За счет постоянного потока мелких задач Шьямалан удерживает темп событий на высоком уровне, заодно подогревая напряжение чередой саспенс-сцен. То нужно аккуратно стащить карту-ключ у болтливого продавца, то разжиться полицейской рацией, то пробиться к Леди Рэйвен за кулисы и озвучить ей новый план игры — по концентрации оригинальных ходов «Ловушка» переплюнет все прошлые фильмы Шьямалана.
В то же время сценарная проработка многих сюжетных ходов оформлена на редкость неубедительно. В погоне за интригующими поворотами Шьямалан, к сожалению, слишком часто и слишком топорно подыгрывает «Мяснику». Можно поверить, что рядовой продавец футболок не очень внимателен и готов рассказать первому встречному про то, что на концерте ловят маньяка. А вот в то, что команда хорошо тренированных копов не обращает внимания на парня в гражданском, зашедшего в их штаб, поверить намного сложнее. Полиция на концерте-западне вообще ведет себя до ужаса безответственно: не обыскивает человека из ориентировок, без проверки документов отпускает неизвестного мужчину, зачем-то выскочившего на крышу — и это отнюдь не полный список вопиющих промахов людей в погонах.
Но сценарные промахи перекрывает зловещее обаяние Джоша Хартнетта. Звезда «Факультета» (где он сыграл умного хулигана, придумавшего толкать школьникам наркотики в ручках) восхитителен в роли добропорядочного отца семейства и, по совместительству, хладнокровного садиста, способного выпутаться даже из безнадежной передряги. Особенно удалась сцена импровизированного семейного ужина Купера с женой (Элисон Пилл), когда раскрывается подоплека событий, стоящих за его поездкой на концерт. При всей обширной фильмографии харизма «плохого парня» у Хартнетта полнее всего раскрывается, пожалуй, именно в «Ловушке», и лишь за счет его недюжинного актерского таланта Шьямалан худо-бедно камуфлирует все пробелы в сюжетной логике.
Так что в качестве динамичного триллера о неуловимом и обаятельном маньяке «Ловушка» работает вполне достойно, вопреки многочисленным огрехам по части здравого смысла. Шьямалан подтвердил свою репутацию концептуалиста, готового искать новые сюжеты, даже если их реализация иногда оставляет желать лучшего.