НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Ловушка»

    ,

    Состоялся цифровой релиз триллера М. Найт Шьямалана о том, как полиция выслеживает маньяка в битком набитом концертном зале. Дмитрий Соколов рассказывает, чего можно ждать от новой работы мастера твистов.

    Пожарный Купер Эббот (Джош Хартнетт) вместе с дочкой Райли (Ариэль Джой Донохью) приходит на концерт певицы Леди Рэйвен (Салека Шьямалан). Вокруг толпа счастливых людей, погруженных в музыку, но Купер нутром чует неладное: у каждого прохода непривычно много охранников. Вскоре он выяснит, что полиция готовится схватить серийного убийцу по прозвищу «Мясник», который затерялся среди зрителей. И это серьезная проблема, ведь Купер не только боец пожарной команды и любящий отец, но и тот самый неуловимый маньяк, которого ищут полицейские.

    М. Найт Шьямалан известен камерными триллерами, построенными вокруг семьи — достаточно вспомнить «Знаки», «Визит» или недавний «Стук в хижине». Новый фильм в подобном контексте выглядит смелым экспериментом, где Шьямалан, работая с привычной семейной темой, постепенно расширяет масштаб событий, добавляя в сюжет все новые и новые неожиданные повороты. Если в «Знаках» или «Стуке в хижине» грандиозные бедствия оставались фоном для локального семейного кризиса, то в «Ловушке» размах лишь нарастает: обычный поход на концерт плавно превращается в изощренную охоту за маньяком, а завершается семейным триллером. И хотя далеко не все сюжетные ходы работают с блеском, в целом Шьямалан успешно компенсирует недостатки выверенной динамикой и неоспоримой злодейской харизмой Джоша Хартнетта.

    Кадр из фильма "Ловушка" (2024)

    Визуальный ряд органично переплетает эстетику яркого концерта поп-дивы и мрачного триллера о маньяке. Специально для саундтрека был записан отдельный альбом Салеки Шьямалан (дочери режиссера), многие песни с которого звучат в фильме, а с исполнением одной из них связан эффектный маневр Купера, позволяющий ему вновь обойти своих преследователей. Известный оператор Сайомбху Мукдипром (работал с Апичатпонгом Вирасетхакулом и Лукой Гуаданьино) отлично подчеркивает изворотливость и напряжение Купера с помощью видеоряда. Во многих диалоговых сценах, например, герои показаны не напротив друг друга (традиционная «восьмерка») — вместо этого они произносят свои реплики, глядя прямо в камеру, что позволяет отследить многие мелкие нюансы в мимике и жестах.

    Сценарий (по нерушимой традиции, написанный самим Шьямаланом) целиком построен на том, что Купер должен раз за разом находить выходы из безвыходных ситуаций, сохраняя при этом максимально незаметный и невозмутимый вид. За счет постоянного потока мелких задач Шьямалан удерживает темп событий на высоком уровне, заодно подогревая напряжение чередой саспенс-сцен. То нужно аккуратно стащить карту-ключ у болтливого продавца, то разжиться полицейской рацией, то пробиться к Леди Рэйвен за кулисы и озвучить ей новый план игры — по концентрации оригинальных ходов «Ловушка» переплюнет все прошлые фильмы Шьямалана.

    Кадр из фильма "Ловушка" (2024)

    В то же время сценарная проработка многих сюжетных ходов оформлена на редкость неубедительно. В погоне за интригующими поворотами Шьямалан, к сожалению, слишком часто и слишком топорно подыгрывает «Мяснику». Можно поверить, что рядовой продавец футболок не очень внимателен и готов рассказать первому встречному про то, что на концерте ловят маньяка. А вот в то, что команда хорошо тренированных копов не обращает внимания на парня в гражданском, зашедшего в их штаб, поверить намного сложнее. Полиция на концерте-западне вообще ведет себя до ужаса безответственно: не обыскивает человека из ориентировок, без проверки документов отпускает неизвестного мужчину, зачем-то выскочившего на крышу — и это отнюдь не полный список вопиющих промахов людей в погонах.

    Но сценарные промахи перекрывает зловещее обаяние Джоша Хартнетта. Звезда «Факультета» (где он сыграл умного хулигана, придумавшего толкать школьникам наркотики в ручках) восхитителен в роли добропорядочного отца семейства и, по совместительству, хладнокровного садиста, способного выпутаться даже из безнадежной передряги. Особенно удалась сцена импровизированного семейного ужина Купера с женой (Элисон Пилл), когда раскрывается подоплека событий, стоящих за его поездкой на концерт. При всей обширной фильмографии харизма «плохого парня» у Хартнетта полнее всего раскрывается, пожалуй, именно в «Ловушке», и лишь за счет его недюжинного актерского таланта Шьямалан худо-бедно камуфлирует все пробелы в сюжетной логике.

    Кадр из фильма "Ловушка" (2024)

    Так что в качестве динамичного триллера о неуловимом и обаятельном маньяке «Ловушка» работает вполне достойно, вопреки многочисленным огрехам по части здравого смысла. Шьямалан подтвердил свою репутацию концептуалиста, готового искать новые сюжеты, даже если их реализация иногда оставляет желать лучшего.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В сети — почти трехчасовой альманах из трех новелл от режиссера «Лобстера» и «Бедных-несчастных». Кирилл Горячок выяснил, куда привели Йоргоса Лантимоса поиски новой формы.

    На платформе Peacock состоялась премьера авторемейка одного из главных фильмов Джона Ву «Наемный убийца». Максим Бугулов выяснил, стоило ли гонконгскому классику дважды входить в одну и ту же реку.

    В сети вышел сай-фай-хоррор «Тихое место: День первый» — приквел франшизы о борьбе с пришельцами, наделенными сверхмощным слухом. Подробности — в рецензии Дмитрия Соколова.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.