НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    ВНЕЗЕМНАЯ ЭКОЛОГИЯ, СЕМЕЙНОЕ (НЕ)СЧАСТЬЕ И ВЕЛИКАЯ СИЛА ЛЮБВИ: гид по фильмам Джеймса Кэмерона

    ,

    16 августа исполнилось 70 лет Джеймсу Кэмерону — автору «Терминатора», «Аватара» и «Титаника», а также самому коммерчески успешному режиссеру в истории человечества. Дмитрий Соколов разбирает фильмографию постановщика.

    Джеймс Кэмерон — постановщик с короткой, но ярчайшей фильмографией. Хотя его режиссерская карьера охватывает около полувека, за это время он снял всего девять полнометражных фильмов — удивительно мало для живой легенды Голливуда. Еще удивительнее, что почти каждый проект в столь кратком списке оказался кассовым хитом, вехой в развитии блокбастеров, и был встречен теплыми (а нередко — восторженными) отзывами критиков. О подобном сочетании коммерческого успеха, дружественной критики и влияния на индустрию люди вроде Майкла Бэя или Роланда Эммериха могут лишь мечтать. В отличие от них, у Кэмерона всегда был не только свой стиль, но и набор сквозных больших тем, легко прослеживаемых в фильмах. Первая из таких тем — экология, вторая — семья, третья — любовь.

     

    ЭКОЛОГИЯ

    Джеймс Кэмерон на съемках фильма

    Экологическая тема для Кэмерона не только самая ранняя, но и наиболее подробно разработанная в большинстве фильмов. Она косвенно заметна даже в его дебютной работе, хорроре «Пираньи 2: Нерест», где на людей нападают летающие пираньи, возникшие вследствие генетических экспериментов. Позже, в глубоководной фантастике «Бездна» Кэмерон свяжет экологические проблемы и внеземные формы жизни. В этом фильме, заработавшем, кроме прочих наград, «Оскар» за визуальные эффекты, постановщик впервые наметил спектр тем, которые в полной мере раскроет лишь в «Аватаре» и его сиквеле. Однако здесь стоит подчеркнуть, что многие важные тематические детали можно увидеть лишь в режиссерской версии фильма. Кэмерон подробно выписывает контраст склонных к агрессии и саморазрушению людей с миролюбивыми инопланетянами, продолжая традиции гуманистической фантастики, восходящей к «Дню, когда Земля остановилась» и «Близким контактам третьей степени». В «Бездне» он также впервые (пусть и вскользь) указывает на то, что неизменное стремление к войнам и экспансии может привести человеческую цивилизацию к гибели, вопреки всем ее технологическим достижениям.

    В полной мере экологическая повестка будет разработана Кэмероном во франшизе «Аватар». Изображая мир обитателей Пандоры, основанный на духовной связи аборигенов на’ви природой, Кэмерон резко противопоставляет его алчным землянам, готовым разграбить всю планету, несмотря на колоссальные издержки для местного населения. Жестокая схватка экологической и техногенной цивилизаций — сквозной сюжет всей франшизы, что дает Кэмерону возможность не только в подробностях показать детали быта на’ви, но и систематически подчеркивать значимость экологической сознательности в современном мире.

    Наконец, в «Аватаре» Кэмерон развивает мотив тупиковости технического прогресса, намеченный в «Бездне» (а косвенно затронутый в «Чужих» и втором «Терминаторе»). Вновь и вновь Кэмерон напоминает, что безудержное стремление к высоким технологиям ради высоких прибылей само по себе опасно тем, что не только нарушает экологический баланс, но и приводит к нравственной деградации человека. Корпорации, без устали работающие над все более изощренными военными технологиями (как «Кибердайн Системс» или «Вэйланд-Ютани») ставят человеческую цивилизацию на грань уничтожения — тема, конечно, старая, но во многих фильмах Кэмерона звучащая вполне убедительно.

    СЕМЬЯ

    Джеймс Кэмерон на съемках фильма

    Семейная проблематика характерна едва ли не для каждого второго голливудского фильма, независимо от жанра, бюджета и личных пристрастий постановщика. Но в кэмероновских фильмах классический мотив зачастую приобретает новое звучание. Легче всего продемонстрировать это на примере «Терминатора 2», где переплетаются сай-фай-экшен и семейная драма. В то время как основной сюжет связан с идеей нравственного развития разумных машин (терминатор Т-800 постепенно обучается человечности), эмоциональным центром фильма остаются отношения Джона Коннора и его матери. Сара Коннор не просто характерный для Кэмерона архетип женщины-воина (мы видели его в «Чужих», где тот же типаж воплощала Сигурни Уивер, и снова увидим в образе Нейтири из «Аватара»), но более сложная фигура. Через весь фильм проходит проблема доверия между сыном и матерью, осложненная тем, что Сара, пытаясь всеми силами защитить своего ребенка, тем самым невольно препятствует развитию в нем тех качеств, которые должны сделать его лидером сопротивления. В сцене из режиссерской версии этот конфликт достигает апогея: Джон спасает ключевой микропроцессор Т-800 от Сары, которая хочет уничтожить его (поскольку она в принципе не может доверять машине), говоря, что она должна верить его решениям.

    Еще один «семейный» фильм Кэмерона — комедийный экшен «Правдивая ложь», в котором исследованы темы кризиса брака и доверия между супругами. Скромный клерк (а на деле секретный агент) Гарри Таскер настолько вжился в роль невзрачного мужа, что его жена Хелен заводит роман с торговцем подержанных машин, выдающим себя за оперативника под прикрытием. Через весь фильм Кэмерон изящно и легко проводит мысль о том, что доверие — основа хорошего брака, а любая ложь в семье, пусть движимая благородными целями, рано или поздно повредит и супружеской любви, и семейному очагу вообще.

    Ярко выражена семейная тема и в «Чужих». Если Сара Коннор в «Терминаторе 2» или Хелен Таскер в «Правдивой лжи» сражаются, чтобы сохранить семью, то Эллен Рипли обретает семью в борьбе против инопланетных монстров. В то время как «Чужой» был хоррором о выживании, «Чужие» поданы как военный экшен в инопланетном сеттинге, куда Кэмерон аккуратно вплетает элементы семейной драмы. Рипли абсолютно одинока в новом мире (поскольку она пребывала в анабиозе несколько десятков лет, все ее родные давно мертвы), и единственным близким ей человеком оказывается столь же одинокая девочка Ньют, как и Рипли, прошедшая суровую школу выживания в борьбе с ксеноморфами. Взяв на себя роль матери, Рипли защищает девочку на протяжении всего фильма, и даже финальная схватка преподнесена как дуэль двух матерей — человеческой женщины и Королевы чужих, — каждая из которых защищает своих детей.

    ЛЮБОВЬ

    Джеймс Кэмерон на съемках фильма

    «Все мои фильмы — в основе своей истории любви», — однажды заметил Кэмерон. Постановщик не лукавит: несмотря на разнообразие сюжетов, жанров и локаций, любовная тема красной нитью проходит через все его значимые проекты. Еще в первом «Терминаторе» — на первый взгляд, стильном, но типичном сай-фай-экшене 1980-х — нередко сквозят лирические нотки, а в «Бездне», несмотря на философский сюжет и экологический месседж, именно любовь Бада Бригмана к жене спасает человеческую расу.

    Но вершиной любовной темы для Кэмерона, безусловно, стал «Титаник». Короткая и трагическая история любви бедного художника Джека и аристократки Роуз на фоне эпической гибели роскошного круизного лайнера стала эталоном романтической драмы на поколения вперед, заодно принеся Кэмерону множество престижных наград, не говоря уж о заоблачных кассовых сборах. «Аватар», побивший собственный рекорд Кэмерона по сборам, тоже вертится вокруг любовной истории героев из разных миров — не только социальных, но и планетарных. Кроме того, если в «Титанике» влюбленным пришлось преодолевать классовые барьеры, то в «Аватаре» Кэмерон усложнил задачу, сделав барьер видовым. Наконец, в «Правдивой лжи» история семьи Таскер тоже держится на любви, которая спасает брак Гарри и Хелен, несмотря на обманы и измены.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    2 августа исполнилось 85 лет со дня рождения Уэса Крэйвена — человека, который придумал Фредди Крюгера и дал жизнь франшизе «Крик». Дмитрий Соколов рассказывает о ключевых темах в фильмографии мастера хоррора.

    Ровно сто лет назад родился выдающийся американский режиссер Сидни Люмет. В честь юбилея одного из главных авторов Нового Голливуда вспоминаем опубликованный в 2019-м материал Кирилла Горячка о самых важных работах мастера.

    10 июня исполнилось 60 лет Эндрю Никколу — режиссеру «Гаттаки» и «Оружейного барона», а также сценаристу «Шоу Трумана». Дмитрий Соколов разбирает сквозные темы работ мастера интеллектуальной фантастики.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.