НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    ТЕМНЫЕ ВОДЫ: «Тварь из Черной Лагуны» и ее наследие

    ,

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    ЭКЗОТИКА И ЭКОЛОГИЯ

    Промо-кадр из фильма "Тварь из Черной Лагуны"

    Пожалуй, наиболее заметный сейчас (и мало кем подмеченный в момент выхода) аспект «Твари из Черной Лагуны» — экологический. Несмотря на то, что хорроры 1950-х чаще всего строились на страхах перед атомной войной и радиацией, мотив разрушения природы в них практически отсутствовал. На этом фоне фильм Джека Арнольда резко выделялся из общей массы. Здесь монстр не был ни порождением ядерных испытаний (подобно Годзилле или гигантским муравьям в фильме «Они!»), ни враждебным пришельцем (как в какой-нибудь «Земле против летающих тарелок»). Напротив, Тварь (или Жаброчеловек, как ее иногда называют) была важной частью самодостаточной экосистемы, и лишь появление людей вынуждало существо защищать свои владения.

    Хотя элементы такого сюжета заметны еще в «Кинг Конге», монстр там выглядит не более чем главным аттракционом, а весь остров Черепа — набором экзотических локаций для приключений. «Тварь из Черной Лагуны» же целиком построена на теме борьбы с природой. В этом смысле сюжет с древним живым существом, обороняющим свой дом от вторжения людей, выглядит опередившим свое время на поколения. Легко заметить, что аналогичную схему Джеймс Кэмерон применил (с поправкой на гигантские масштабы и бюджеты) в «Аватаре».

    ГИЛЬЕРМО ДЕЛЬ ТОРО И ЕГО ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЧУДОВИЩЕ

    Фрагмент постера фильма "Форма воды"

    В свое время «Тварь из Черной Лагуны» серьезно впечатлила многих ныне выдающихся авторов, от Стивена Кинга (который использовал ее образ в «Оно») до Джона Карпентера (в 1990-х он собирался даже снять ремейк, однако проект не дошел до съемок). Но самый главный фанат Жаброчеловека в Голливуде, несомненно, Гильермо дель Торо. Он с детства был очарован Тварью и пронес эту любовь через всю жизнь. Еще по дилогии про Хеллбоя можно заметить, что визуальный дизайн разумной человекорыбы Эйба Сапиена отчетливо напоминает обитателя Черной Лагуны.

    Как и Карпентер, дель Торо одно время собирался снять ремейк «Твари», но на передний план хотел вывести романтическую линию между Жаброчеловеком и женщиной. В итоге из этой идеи вырос другой фильм — оскароносная «Форма воды». Любовная история немой уборщицы и загадочной амфибии никогда бы не возникла без влияния «Твари из Черной Лагуны». Но дело не только в дизайне монстра или детской страсти дель Торо. Режиссер уловил и раскрыл еще один примечательный аспект фильма — двойственность образа Твари, которая, будучи поначалу безжалостным чудовищем, становится жертвой любви к хрупкой женщине из другого мира.

    БОЛОТНЫЕ ТВАРИ И ЗЕЛЕНЫЕ ГУМАНОИДЫ

    Фрагмент постера сериала "Болотная тварь"

    По мере того как сменялись поколения, образ Твари все плотнее проникал в массовую культуру — от песен (хэви-метал-команда Iced Earth когда-то выпустила о ней песню Dragon’s Child) до видеоигр (в пошаговой стратегии «X-COM: Terror From the Deep» одна из подводных рас неслучайно названа «жабролюдьми»). Но, за вычетом кинематографа, глубже всего влияние хоррора прослеживается в комиксах. Образ Болотной Твари, появившийся во вселенной DC в 1970-х, во многом вдохновлен Жаброчеловеком (и в одном из комиксов героиня даже высмеивает это сравнение!). А вышедший в 2010-х графический роман Скотта Снайдера «Пробуждение» насыщен визуальными образами, перекликающимися с «Тварью».

    Все это показывает, насколько плодотворным и будоражащим воображение оказался образ, впервые появившийся в далеком 1954-м стараниями диснеевской художницы Миллисент Патрик, а затем воплощенный каскадером Беном Чепменом (в наземных сценах) и пловцом Риком Браунингом (в подводных эпизодах). В тот год среди зрителей «Твари из Черной Лагуны» был и семилетний мальчик по имени Стивен Кинг, через много лет напомнивший нам: «Когда мы смотрим фильм, ребенок просыпается в нас». Ребенок, который знает, что «Тварь останется навсегда».

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    55 лет назад на экраны вышла «Ночь живых мертвецов», определившая новые конвенции для фильмов о зомби. Дмитрий Соколов вспомнил, как изображали ходячих покойников до появления культового хоррора Джорджа А. Ромеро.

    55 лет назад состоялась премьера культового хоррора Романа Поланского «Ребенок Розмари». Дмитрий Соколов разбирает основные темы фильма, связывающие его с другими работами «квартирной трилогии» режиссера — «Отвращение» и «Жилец».

    В начале апреля исполнилось 55 лет фильму «2001: космическая одиссея». По такому случаю в День космонавтики Дмитрий Соколов специально для «Киномании» подготовил подборку лент, отражающих влияние шедевра Кубрика на кинематограф.

    другие Был бы повод

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    23 сентября исполнилось 60 лет Алексу Пройасу — режиссеру «Ворона» и «Темного города». Дмитрий Соколов вспомнил творческий путь постановщика и ранжировал его фильмы.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.