«БЕЛЫЙ ЗОМБИ» (1932)
На Гаити колдун вуду Легендре (Бела Лугоши) использует армию зомби для работы на плантациях местного богача. Когда на остров прибывает миловидная Мэделин (Мэдж Беллами), плантатор влюбляется в нее, и просит Легендре помочь завоевать сердце девушки. Маг превращает Мэделин в зомби, и ее жениху вместе с местным доктором-миссионером приходится отправиться в замок Легендре, чтобы снять колдовские чары.
Первый зомби-хоррор в истории закрепил репутацию Лугоши как жанровой звезды (годом ранее он снялся в «Дракуле»), а также надолго связал живых мертвецов с карибской экзотикой и магией. При этом в сюжете «Белого зомби» основной акцент был сделан на любовной линии, в то время как тема зомби, которые тут еще и выступают в качестве бесплатной рабочей силы, отодвинута на второй план.
«ВОССТАНИЕ ЗОМБИ» (1936)
После окончания Первой мировой войны экспедиция из стран Антанты отправляется в Камбоджу, чтобы найти и уничтожить тайный культ, жрецы которого умеют воскрешать мертвых, подчиняя их своей воле.
Режиссер «Белого зомби» Виктор Хальперин вновь соединяет экзотический сеттинг и любовную историю с сюжетом о живых мертвецах. Правда, «Восстание зомби» куда больше похоже на приключенческий фильм, чем на хоррор, а зомби здесь вновь использованы как часть колониального антуража.
«КОРОЛЬ ЗОМБИ» (1941)
Американский самолет терпит крушение на острове в Карибском море. Выжившие пассажиры находят приют в особняке, владеет которым доктор Сангре (Генри Виктор). Вскоре выясняется, что доктор не только практикует магию вуду, поднимая мертвецов, но и работает на вражескую разведку — в подвале особняка заточен адмирал ВМФ США, у которого Сангре пытается выведать важную информацию. Героям придется сразиться со зловещим доктором, и остановить его армию зомби.
В «Короле зомби» уже привычные с 1930-х годов жанровые компоненты (вроде островного сеттинга и таинственного колдуна, обитающего в замке) интегрированы в актуальный для военного времени сюжет о шпионаже. Но здесь вся детективная линия и попытки незадачливых героев остановить Сангре поданы в пародийном ключе, так что «Короля зомби» можно считать первым комедийным зомби-хоррором.
«Я ГУЛЯЛА С ЗОМБИ» (1943)
Медсестра Бетси (Фрэнсис Ди) приезжает на остров Сан-Себастьян, чтобы работать в семье плантатора. Жена хозяина плантации, о которой Бетси предстоит заботиться, находится в странном пограничном состоянии, а местные жители убеждены, что женщина превращена в зомби с помощью магии вуду. Поначалу Бетси не хочет верить в колдовские ритуалы, однако вскоре ей приходит в голову мысль излечить пациентку весьма неординарным вариантом шоковой терапии.
Фильм Жака Турнёра примечателен прежде всего сценарием. Взяв за основу сюжет классического романа «Джейн Эйр», сценарист Курт Сиодмак искусно переплетает любовную историю и мистические мотивы. Причем по ходу действия в фильме затрагиваются неожиданные темы: от эвтаназии до критики колониализма. Так что «Я гуляла с зомби» — первый фильм о живых мертвецах, снабженный отчетливым социальным комментарием.
«СУЩЕСТВО С АТОМНЫМ МОЗГОМ» (1955)
Скрывшись от американского правосудия в Европе, босс мафии Фрэнк Бьюкенен (Майкл Грэйнджер) с помощью немецкого ученого создает отряд из живых мертвецов. С помощью этих зомби Бьюкенен, вернувшись в США, открывает охоту на своих бывших подельников, когда-то предавших его.
Один из редких зомби-хорроров 1950-х, любопытный тем, что здесь сделана едва ли не первая — задолго до Джорджа А. Ромеро — серьезная попытка изъять живых мертвецов из мистического контекста. Зомби в этом фильме оживают не благодаря магическим ритуалам, а под воздействием радиации — деталь, характерная для хорроров «атомного века». Кроме того, сюжет о попытках использовать зомби в качестве оружия позже станет одной из классических вариаций в жанре: достаточно вспомнить «Реаниматора» или «Возвращение живых мертвецов».
«КРОВЬ ЗОМБИ» (1961)
Джон Карлтон (Джон МакКэй) и его жена Линда (Линда Ормонд) прибывают на семейную плантацию в Луизиане. Однако им здесь не рады: Моника (Моника Дэвис), кузина Джона и управляющая плантацией, с помощью ритуалов вуду поднимает из могилы зомби, чтобы убить своего родственника и стать единственной наследницей поместья.
Один из последних мистических фильмов о зомби доромеровской эпохи долгое время считался утраченным, и лишь в нулевые был обнаружен в архивах. Хотя этот малобюджетный инди-хоррор не может похвастаться хорошей актерской игрой или яркими спецэффектами, общая кэмповость постановки превращает «Кровь зомби» в запоминающееся зрелище — пусть и совсем не в том смысле, на который рассчитывали авторы.
«ЗЕМЛЯ УМИРАЕТ, КРИЧА» (1964)
После того как неизвестный газ убивает почти все население Земли, горстка выживших собирается в баре небольшого английского городка. Вскоре выяснятся, что по улицам бродят гуманоиды в скафандрах, убивающие людей одним прикосновением, а умершие затем превращаются в зомби. Уцелевшие в апокалипсисе решают с боем пробиваться через город, захваченный неизвестными пришельцами и живыми мертвецами.
Один из самых оригинальных вариантов зомби-хоррора, соединяющий постапокалиптический сеттинг, оживших мертвецов и вторжение пришельцев. Да, что-то подобное в 1950-х пытался сделать Эд Вуд, но если его «План 9 из открытого космоса» был одним из худших фильмов всех времен, то «Земля умирает, крича» штатного режиссера студии «Хаммер» Теренса Фишера — добротный сай-фай-хоррор. Большая часть действия происходит в одной-двух комнатах, но саспенс умело поддерживается за счет актерской игры и сценарной интриги.
«ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ» (1964)
Ученый Роберт Нэвилл (Винсент Прайс) выжил после смертоносной пандемии, превратившей большинство людей в кровососущих мутантов. Днем он путешествует по округе, уничтожая гнезда вампиров, а ночью обороняет свой дом от проснувшихся монстров.
Первая экранизация знаменитого романа Ричарда Мэтисона (сейчас лучше помнят версию 2007-го) важна тем, что в сюжете здесь дана подробная картина зомби-апокалипсиса. Хотя формально монстры, осаждающие дом Нэвилла — вампиры, повадками они больше напоминают ходячих мертвецов. А мотив безнадежной обороны от наседающих полчищ зомби впервые возникает именно в «Последнем человеке на Земле», и лишь благодаря ромеровской «Ночи живых мертвецов» станет одной из ключевых конвенций жанра.
«ЧУМА ЗОМБИ» (1966)
Англия, 1860-е годы. Жители одной из деревень на юге страны умирают от загадочной болезни, и местный врач Питер Томпсон (Брук Уильямс) просит помощи у своего наставника, сэра Форбса (Андре Морелл). Дело осложняется тем, что недавно похороненных жертв эпидемии якобы видели бродящими возле заброшенной оловянной шахты. По мере того как доктора погружаются в расследование череды смертей, под подозрение попадает местный аристократ Клайв Гамильтон (Джон Карсон), когда-то живший на Гаити и хорошо знакомый с вудуистскими ритуалами.
Подзабытый (на фоне бесконечных франшиз про Дракулу и Франкентейна) фильм студии «Хаммер» оформлен как традиционный для того времени готический хоррор. Только вместо оборотней или вампиров в сюжете фигурируют зомби, причем любопытно, что сценарий неплохо обыгрывает как «карибский след», так и мотив подневольного труда живых мертвецов. Есть и любовная линия, однако в центре «Чумы зомби» все же остается борьба двух врачей с восстающими из могил селянами.
«АСТРО-ЗОМБИ» (1968)
Безумный ученый доктор ДеМарко (Джон Кэррадайн) создает зомби, используя части мертвых тел. Однако удержать их под контролем ему не удается, и после того как живые мертвецы сбегают из лаборатории ДеМарко, на улицах города воцаряется кровавый хаос.
Забористый трэш-хоррор, вышедший за несколько месяцев до «Ночи живых мертвецов», запоминается главным образом благодаря вопиющей смехотворности сюжета. В истории про бесчинствующих живых мертвецов (которых здесь, мягко говоря, немного, и похожи они на маньяков из слэшеров) нашлось место не только сумасшедшему ученому, но еще международной команде шпионов и даже тайным планам ЦРУ! Смотрится все это, разумеется, как образцовый фильм из категории «так плохо, что даже хорошо».