Писатель Джеймс Фостер (Александр Скарсгард) и его жена (Клеопатра Колман) отдыхают на курорте Ла Толка, где знакомятся с еще одной семейной парой. Новые друзья Фостеров, миловидная Габи (Миа Гот) и ее весельчак-муж Албан (Жалиль Леспер), предлагают выбраться за пределы туристической зоны, чтобы отдохнуть вдали от цивилизации. Поездка заканчивается трагедией — возвращаясь домой, Джеймс сбивает на дороге одного из местных жителей. За это его ждет смертная казнь, но для иностранцев в законах есть лазейка: можно заплатить внушительную сумму, и тогда власти клонируют преступника, а затем убьют копию, позволив тем самым виновнику отделаться легким испугом. Джеймс соглашается, и вскоре узнает, что среди богатых туристов на Ла Толке процветает субкультура гедонистов-декадентов, которые избегают наказания, регулярно отправляя своих клонов на смерть.
Третий фильм Брэндона Кроненберга любопытен прежде всего своим авторским почерком — столь же ярким, сколь и своеобразным. При том, что по завязке и тематике «Бескрайний бассейн» отчасти напоминает «Автокатастрофу» старшего Кроненберга, стиль и расстановка акцентов здесь совершенно иные. В центре сюжета стоят не этические или юридические аспекты клонирования, но влияние этой технологии на социальное расслоение и человеческую психологию вообще. Сценарий, в свою очередь, строится на отношениях Джеймса и Габи, причем, несмотря на медленный темп, в фильме почти не ощущается ни затянутости, ни клишированности. Причин тому две — отличная актерская игра и впечатляющий визуальный ряд.
Говоря об актерах, хочется в первую очередь отметить талант Гот, которая превосходно изображает хитроумную и обольстительную заводилу компании. Скарсгард весьма убедительно показывает переход своего персонажа из неуверенного новичка в либертина, одержимого роковой женщиной. Между главными героями чувствуется несомненная химия, и Кроненберг умело повышает градус напряжения в их отношениях, удерживая зрительское внимание.
Что касается визуала, то Кроненберг выдерживает авторский стиль, при этом не копируя свою прошлую работу. Помогает в этом его «фирменный» оператор Карим Хуссейн, используя широчайший арсенал — от расфокуса и смещенных кадров в диалогах до переворачивания кадра с ног на голову. Лучше всего удались, пожалуй, эротические сцены, оформленные в психоделическом ключе. Цветовые фильтры режут глаза, звучит тягучий эмбиент, софт-фокус выхватывает из тьмы лица и обнаженные тела — нечасто секс показывают настолько физиологично и при этом поэтически. Насилие в фильме столь же яркое (взять хотя бы сцену драки Скарсгарда с собственным клоном), но в целом его куда меньше, чем в прошлом кроненберговском фильме.
При всех достоинствах, «Бескрайний бассейн» не лишен нескольких заметных недостатков. Так, упор на двух персонажей хоть и выглядит логично, но все же резко контрастирует с картонностью остальных героев. А сюжетный ход с утерей паспорта кажется откровенно надуманным: будучи американцем, Джеймс даже не помышляет о том, чтобы, например, обратиться в посольство, хотя это был бы для него самый простой шаг. Наконец, вседозволенность героев временами выглядит неправдоподобной, особенно учитывая, что она остается без каких-либо серьезных последствий.
Тем не менее цельный стиль, отличные актерские работы и предельно четкий (но лишенный назидательности) социальный комментарий легко компенсируют сценарные недоработки. Использовав концепт с клонированием как способом уклонения от правосудия, Кроненберг не только показывает развращенность пресыщенных элит, но и напоминает, что цена за вход в их узкий круг может оказаться непомерно высокой. В этом смысле «Бескрайний бассейн» — хороший пример социальной фантастики и, безусловно, один из самых примечательных фильмов начавшегося года.