НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Зло не существует»

    ,

    В прокат выходит новая работа режиссера фестивального хита «Сядь за руль моей машины». Впечатлениями от драмы Рюсукэ Хамагути, получившей в Венеции Особый приз жюри и премию ФИПРЕССИ, делится Кирилл Горячок.

    Лесник Такуми (Хитоси Омика) и его дочь Хана живут в городке, окруженном живописными лесами. Каждое утро он рубит дрова и набирает воду из кристально чистого ручья. Местные живут в согласии с природой и полностью зависят от нее. Но богатый предприниматель из Токио выкупил часть земли неподалеку от тихого городка и решил построить здесь дорогой глэмпинг для туристов, жаждущих провести выходные посреди леса. Такуми и другие жители выступают против проекта, потому что парк потенциально загрязнит ручей и нарушит естественную среду обитания диких оленей. Однако проект уже утвержден, и ничего изменить нельзя.

    Новая работа японца Рюсукэ Хамагути «Зло не существует» значительно отличается от его предыдущего фестивального хита «Сядь за руль моей машины», снятого по мотивам рассказа Харуки Мураками. Прежде всего — хронометражем: вместо трех с лишним часов история о маленьком городе, борющимся с токийской корпорацией, длится чуть больше полутора. «Зло не существует» при этом практически отказывается от традиционного сюжета в сторону метафоры и логики притчи. Хамагути очень схематично обозначает персонажей, мир фильма и основной конфликт и пытается донести свой замысел через атмосферу, настроение и живописные кадры природы. «Зло не существует» удостоился Особого приза жюри на кинофестивале в Венеции. Но едва ли картину можно назвать творческой удачей японца.

    Кадр из фильма "Зло не существует"

    «Зло не существует» начинается как довольно типичное медленное кино. Камера долго плывет по лесу, под ярким синим небом и темными ветками деревьев. Японская деревня, в которой живет немногословный и забывчивый Такуми, оставляет ощущение потустороннее, мистическое. Хамагути не экономит время, чтобы показать красоту этого места, в котором всякий человек — посторонний. Настроение, которое он передает, впрочем, по-японски умиротворяющее, и смотреть за рутиной лесника, методично колющего дрова, по-своему приятно и спокойно.

    Основной конфликт фильма возникает ближе к середине, когда происходит встреча местных жителей с двумя представителями компании, готовящейся к строительству в этих заповедных местах глэмпинга — особенно комфортного и современного вида кэмпинга. Горожане в целом не против появления здесь туристов, но опасаются, что природе будет нанесен непоправимый ущерб и их жизнь изменится в худшую сторону из-за шума и загрязнения воды, которой пользуется вся округа. Хамагути с юмором показывает контраст между деревенскими и столичными жителями, предельно далекими друг от друга. Постепенно корпоративная пара начинает больше понимать нужды жителей. Столичные гости проникаются образом жизни вблизи природы и начинают тоже волноваться за сохранность этого чудесного места.

    Кадр из фильма "Зло не существует"

    Как ни странно, «Зло не существует» только притворяется в целом знакомой историей о защите экологии от жадных капиталистов. Хамагути, скорее, деконструирует этот сюжет или же старательно обманывает ожидания зрителя от него. Как следует из заглавия фильма, режиссер не выносит никаких оценок и даже не стремится окончить начатую историю. Финал «Зло не существует», откровенно говоря, обескураживает своей неожиданной путанностью и странностью. Фильм не дает ответа ни на один вопрос, и происходящие в конце события (или навязчивые образы, трудно сказать) связаны со всеми предыдущими только очень косвенно. Конечно, «Зло не существует» дарит благодатную почву для интеллектуального «глэмпинга», предлагая покопаться в смыслах и символах, заложенных Хамагути. Но, в сущности, картина оставляет только ощущение бессвязности.

    Можно трактовать «Зло не существует» как некий переходный момент в творчестве Хамагути после замечательного «Сядь за руль своей машины». Это экспериментальная, абстрактная работа, которая запоминается красивыми пейзажами, колоритными лицами главных героев, общим настроением. Жаль, что финал заставляет лишь пожать плечами и сделать вид, что ты уловил все оттенки глубокого смысла картины — о том, что человек в природе лишний. Но, кажется, что по тому же принципу зритель лишний в этом фильме.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В прокате идет историческая драма с Мадсом Миккельсеном из основного конкурса прошлогоднего Венецианского фестиваля. О новой работе режиссера «Королевского романа» Николая Арселя рассказывает Кирилл Горячок.

    В прокат выходит драма о вымышленном споре отца психоанализа и создателя «Хроник Нарнии». О новой работе режиссера фильма «Человек, который познал бесконечность», рассказывает Кирилл Горячок.

    В прокат выходит вампирский ромком, удостоенный в Венеции премии для авторов моложе 40 лет. Впечатлениями от режиссерского дебюта канадки Ариан Луи-Сейз делится Кирилл Горячок.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.